на главную страничку

ачипста

пер. Аишха - р. Малая Лаба - р. Чистая -
пер. Челипси - р. Ачипста - оз. Ачипста

Сразу же хочу сказать о том, что данный поход у меня вышел за рамки предыдущих. Для меня это новый уровень, новые впечатления. Основные причины, почему эти 4 дня врезались в мою память совершенно по-особенному, следующие:
     1. Моим напарником был профессиональный горный турист по образованию СГУТиКД, с большим стажем.
     2. Я впервые использовал в походе альпинистское снаряжение (в частности, ледоруб и кошки).
     3. Мне пришлось ощутить, что такое горная болезнь в походе (хоть и на относительно малой высоте).

ПОДГОТОВКА

Как-то я получил на свою эл. почту письмо. Человек вышел на меня через мой сайт, он интересовался про гору Большая Чура. Ко мне частенько приходят подобные письма и я всегда с радостью отвечаю, что знаю. Но тут был особый случай - в подписи в письме был указан адрес: www.sochi-mountain.ru. Конечно же, я и сам неоднократно выходил на этот сайт в итернете а также видел большие красивые плакаты в городе, созданные при участии этого сайта. В частности, я задолго до этого выкладывал фото, где виден большой плакат с горой Бзерпи, прикреплённый на автобусной остановке ж/д вокзала.
     Я спросил, какое отношение имеет он к этому сайту. И был приятно удивлён, когда узнал, что Юрий (так зовут этого парня) является одним из основателей этого сайта (я подумал - надо же, такие ребята, далеко не новички в области горного туризма обращаются ко мне… значит, возможно, на моём сайте есть действительно что-то интересное). Приятно пообщавшись с Юрием, я попросил его при возможности включить меня в состав какой-либо группы, отправляющейся в заповедные места (дело в том, что есть такие вершины, например, гора Чугуш, куда просто невозможно купить пропуск. И пройти туда можно, лишь имея хорошие связи с начальством заповедника, заказника, нацпарка, пограничников и т.д.).
     Юрий и ещё несколько опытных горных проводников, водят людей в горы, его клиенты - в основном состоятельные личности, готовые платить деньги за профессионально организованный активный отдых. Но Юрий серьёзно подходит к своей работе и прежде чем вести клиентов, он исследует этот маршрут сам и такой поход у него называется "разведывательный маршрут" - когда точно не известно, где будет ночёвка, насколько тяжело совершить тот или иной переход и т.д.
     И вот однажды я получил на эл. почту письмо от Юрия: "приглашаю в разведывательный поход на оз. Ачипста, 4 дня". Я с радостью согласился. При встрече мы всё обсудили, затем я купил в тот же день кошки и стал паковать рюкзак к походу. Изначально планировалось, что в поход пойдут 4 человека, но в итоге на маршрут выдвинулись только мы вдвоём.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Назначили встречу на 3:30 ночи. Дело в том, что была одна большая проблема - у меня не было пограничного пропуска. Ранее же было отмечено, что утром (до 8 утра) пограничников ещё не бывает на КПП. Вот поэтому мы и рассчитывали проехать КПП в 7 утра. Должен сказать спасибо Юрию, за заброску: во-первых он на своей хорошей машине встретил меня у моего дома и мы быстро и комфортно доехали до Красной Поляны, во-вторых, он договорился с водителем УАЗа на Красной Поляне насчёт заброски почти до перевала Аишха (услуги УАЗа мы оплатили пополам).
     Итак, мы приехали в Красную Поляну, было прохладно, рассвет. Водитель завёл УАЗ и оставил прогреваться. Мы погрузили свои рюкзаки в багажник УАЗа. Фото и видеоаппаратуру Юрий взял с собой в салон (он также увлекается фото и видеосъёмкой в горах, что очень непросто на самом деле - во-первых, аппаратура стоит очень дорого (а походные условия подвергают её ударам и атмосферным осадкам), а во-вторых, весит всё это почти как второй рюкзак. Но надо сказать, что кадры порой действительно эксклюзивные получаются).
     И вот мы поехали через утреннюю Красную Поляну, мимо больших экскаваторов, груды щебня и поваленных деревьев - строят дорогу вверх по течению Мзымты, от Эстосадка до места слияния реки Пслух и Мзымты. Сразу же за мостом через реку Мзымта, в месте впадения в неё реки Пслух, стоит шлагбаум, светит ночной прожектор. Я с замиранием сердца смотрел вперёд - выйдут ли пограничники. К моему внезапному огорчению, по дороге направились к машине два погранца с автоматами, на вид довольно бодрые для столь раннего часа. В первый момент я растерялся. Но затем быстро перелез в багажник (в УАЗе это сделать совсем не сложно, не выходя из машины) и сел на корточки среди рюкзаков, спрятав голову. Юрия и водителя попросили выйти из машины, смотрели их пропуска, записывали номер машины. Для меня это время тянулось мучительно долго. Наконец, ребята вернулись, попрощались с погранцами и мы поехали дальше. Не знаю, что бы я делал, если бы пограничники решили проверить багажник. Но на самом деле мы шли не в погранзону, хотя погранцам это не объяснишь, поэтому и пришлось просто не выходить из машины, чтобы не вступать в бурные объяснения о том, что на север от перевала Аишха - это не пограничная территория. Хотя они обычно проверяют машину полностью… Видимо удача была на нашей стороне!
     В машине на ходу я обратно перелез на сидение и радовался что всё обошлось. Надо сказать, что УАЗ был не простой. Подготовленный. Уже оставалось два поворота до окончания дороги к перевалу Аишха, когда мы натолкнулись на сошедший на дорогу снег. Водитель отчаянно старался штурмовать это место, пока всё же не оторвалось что-то в переднем мосту машины. Для себя я отметил - водитель действительно завёз нас максимально высоко, не щадя своего УАЗа.
     Итак, 7:30 утра, мы на высоте 2000м, рядом, чуть выше нас, перевал Аишха. Прохладно (я надел кофту). Достаём фотоаппараты. Утренний воздух прозрачен, мы в зоне альпийских лугов и перед нами красивый вид на гору Агепста

(высшая точка территории города Сочи), на хребет Аибга. Также хорошо видна гора Ачишхо, гора Бзерпи. Отчётливо различим так называемый "Коготь Бзерпи". Чуть ниже нас видно множество балаганов (я никогда ранее не думал, что их так много здесь). А чуть выше нас, где заканчивается дорога, расположен домик заповедника.
     Вдоволь насмотревшись на окружающую красоту, мы потихоньку двинулись в сторону перевала Аишха. Уже остался позади домик заповедника (к которому мы не подходили, дабы не терять времени), дорога перешла в тропу. Вокруг много альпийских цветов, всё чаще попадаются участки со снегом. Мы приближаемся к перевалу. Перевал Аишха очень пологий, местность вокруг высшей точки перевала больше похожа на поляну. Наверху мы встретили некое устройство - насколько я понял, это метеорологи определяют количество выпадающих осадков с помощью этого жестяного чана. Перевал Аишха является водоразделом - с одной стороны перевала, на юг, реки текут прямиком в Чёрное море, а с другой стороны - на север, реки текут в обход всего Кавказа. Кроме того, здесь же проходит Главный кавказский хребет. Т.е. мы в первый же день похода, утром пересекли ГКХ. Чуть ниже верхней точки перевала мы устроили небольшой завтрак. Погода в это время была замечательная. Открывался красивый вид на перевал Челипси, через который нам предстояло перелезть. Также внушительно выглядела гора Скалистая на востоке от нас. А если посмотреть на запад - то виден был пик Кожевникова и чуть севернее - пики Игольчатые. На меня уже тогда эти пики произвели огромное впечатление, хотя с севера вид у них гораздо внушительнее. Затем мы начали спуск в долину истоков реки Малая Лаба. На северной стороне перевала Аишха природа сразу отличается от краснополянской. Как будто ты оказываешься в совершенно новом месте. Спуск на север с перевала Аишха не трудный. Слева остаётся очень красивый водопад в зарослях белого рододендрона. Спустились в долину. Под ногами мягкий ковёр молоденькой травы. Местами небольшие топи. Перешли первый ручей (который течёт через отм. 2278,4м на карте). При переходе пришлось снимать ботинки, т.к. перепрыгнуть большой ручей не было возможным. Вода очень холодная. Мне быстро сводило мышцы. Двинулись далее вниз по течению реки Малая Лаба. Ручей, который впадает в Малую Лабу на отм. 1969,7м, мне удалось перепрыгнуть, не разуваясь. Но при этом я немного вывихнул левую ногу и теперь, при некотором её положении, наступала резкая боль (к счастью, на следующий день нога меня больше не беспокоила). Мы шли вниз по течению реки Малая Лаба, но всё чаще стали попадаться снежники. Местами даже получался снежный мост через реку Малая Лаба. Пик Игольчатый, который открывался нам во всё большей красе, становился ближе. И примерно в это время (а было уже 13 часов дня) я начал чувствовать первые признаки болезни - почему-то я сильно и широко зевал. Я хотел спать, но не так сильно, как ужасно зевал. Затем мне стало казаться, что поясной ремень рюкзака как-то неудобно давит в живот (хотя до этого всё было нормально). Ещё через 20 мин. я почувствовал лёгкую тошноту. Перестал активно фотографировать, приуныл. Попросил Юрия сделать привал. Тот ответил, что через некоторое время будет место, где по его мнению разумно делать привал. Спустя ещё некоторое время, я уже не мог любоваться красотами. Мне было нехорошо в желудке, болела голова, доставать фотоаппарат не хотелось. Помнится, мы в это время прошли большую каменную осыпь, перешли речку, которая, как мне сказал Юрий, называется Мутная. И наконец-то устроили привал. Было 14 часов дня. Мне окончательно стало плохо, меня вытошнило, сильно кружилась голова. К моему несчастью, начал накрапывать дождь. Мы оба прекрасно понимали, что в любой момент дождик может перерасти в ливень. Почему-то у меня в голове больше всего вертелась мысль, что как же нехорошо вот так вот подвести Юрия и сорвать ему поход. Обидно.
     Юрий сказал, что надо спускаться ниже, под пихты, чтобы переждать дождь. Я сказал, что постараюсь, и мы пошли. Меня качало, я шёл очень тяжело. Был момент, когда ноги у меня просто подкосились и я упал в приступах рвоты. Да уж… вид у меня был более чем жалкий в этот момент. Наконец-то мы пришли на поляну под пихтами. Я расстелил коврик на земле и улёгся поспать на часик (так мы решили с Юрием). Минут 20 первые я проспал, затем ещё минут 50 я лежал на коврике в полудремоте. К этому времени Юрий вскипятил воду. Аппетита у меня не было совершенно. Я выпил крепкий чай и мы потихоньку пошли дальше. После сна мне стало чуть полегче и я мог уже беседовать по пути. Мы перешли по мостику через реку Чистая и начали подниматься по лесу вверх по долине реки Чистой к балагану. В домике мы передохнули, я съел шоколадку с чаем, и потихоньку моё самочувствие улучшилось.
     Позже, анализируя своё состояние, я пришёл к выводу, что это был приступ горной болезни. Связано это скорее всего с тем, что предыдущую ночь я мало спал и затем, буквально за 2 часа (очень быстро) меня завезли с отметки моря на 2000м, затем сразу же пришлось подняться на перевал 2400м и далее активно двигаться. Организм дал сбой. Но, к счастью, моя болезнь продолжалась не очень долго, и мы с Юрием сумели выполнить всё намеченное на поход.
     Из балагана мы увидели первого медведя на своём пути - он был довольно далеко от нас, на склонах пика Игольчатого.
     Пока мы были в домике, дождик усилился. Но, не смотря на это, Юрий сказал, что ночёвку запланировано устраивать на 600м выше по высоте. Я сказал, что чувствую себя получше и мы отправились подниматься по травяному склону под дождём на хребет Челипси. Участок от балагана до цирка на хребте Челипси довольно крутой, поросший высокой травой. Передвигаться по этому склону было довольно опасно и сложно. Ноги (штаны) были полностью мокрые - под дождём трава собирает большие капли на своём стебле и затем, при движении по траве, вода впитывается в одежду.
     Когда мы вылезли на более пологие участки цирка, появились обширные снежники. Было уже больше 8 часов вечера, холодало. Дождик стих и теперь срывались лишь редкие капли. Из цирка мы увидели медведя, который медленно перешёл по склону цирка вдалеке и скрылся за травяным склоном, откуда мы недавно поднялись. Всё это время мы с удовольствием наблюдали за медведем. Становилось холодно, темнело. Мы начали искать место под установку палатки.
     И вдруг, неожиданно, буквально в 50-ти метрах от нас, из-за поворота, выше нас выходит пара медведей (как мы потом решили - это самец с самкой). Самка сразу же начала принюхиваться, и по ней было видно некоторое беспокойство. Самец же вёл себя невозмутимо и делал вид, что нас рядом нет. Юрий очень осторожно достал пистолет "Оса", заряженный свето-шумовым патроном. Пистолет он передал мне, сказал стрелять, если медведь кинется на нас, а сам начал плавными движениями устанавливать видеокамеру на штатив. Медведь самка потихоньку начал удаляться от нас. Самец же не уходил. До него было примерно 40м. Так прошло около 20 минут. Мы замёрзли и решили двигаться дальше вверх, туда, откуда вышли медведи, для установки палатки. Но медведь, как только мы начали движение, пошёл на нас. Мы сразу же замерли. Между нами и медведем было уже всего 30м. Опасаясь двигаться более вверх, мы аккуратно развернулись и начали спускаться в том направлении, откуда поднялись. Через некоторое время медведь развернулся и пошёл в сторону от нас. Никогда ранее я не видел медведя так близко, и всегда медведь, увидев человека, убегал. А этот не только не убегал, но даже наоборот, двигался на нас, когда мы пытались подняться вверх по цирку (на следующее утро мы обнаружили свежие следы маленького медведя там, откуда вышла эта медвежья пара. Возможно, это был их детёныш).
     Уже было темно. Медведи ушли. Мы достали фонари. Довольно резко начался сильный холодный дождь. Спешно поставили палатку на снегу и залезли внутрь. Поужинали и улеглись спать.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Проснулись мы в 6 часов утра по будильнику. Я вылез из палатки. Вокруг было невероятно красиво. Утреннее солнце освещало пик Игольчатый. Отсюда, с севера, этот пик действительно выглядит таким острым, что можно найти сходство с иголкой. Внизу, под пиком, очень красивая долина реки Чистой. Нашу палатку окружали склоны цирка хребта Челипси. Хорошо просматривался вчерашний путь - склоны горы Аишха и долина истоков реки Малая Лаба. Также было видно гору Скалистую слева от реки Малая Лаба и гору Псеашха (северную и южную вершины) справа от долины реки Чистой. Позавтракали, и примерно в 9 утра собрали свои рюкзаки. Часть вещей (в основном еду на 4-ый день похода) мы решили оставить здесь же, чтобы облегчить рюкзак и забрать затем на обратном пути. Одели кошки и пошли вверх на седловину между отметкой 2594,5м и хребтом Челипси. Снег был довольно плотный, поэтому подниматься было не тяжело. Выше нас на хребте бегали серны.
     Когда мы вышли на седловину, открылся великолепный вид на гору Цахвоа (самая высокая гора в Краснодарском крае) и её грозный ледник. С этой седловины можно было спуститься в следующий цирк хребта Челипси. Ну а мы полезли вверх, к перевалу через хребет. Вскоре на подъёме открылся великолепный вид на вершину горы Скалистая. Также стала видна долина реки Безымянка, которая течёт между горами Цахвоа и Скалистой. Даже можно было различить балаган у подножия горы Цахвоа. В 11 часов мы подошли к перевалу. Для меня обзор с этой точки был самым незабываемым впечатлением похода. На юге от меня оставались огромные скалистые горы, высотой свыше 3000м, на севере же взору представлялась очаровательная долина реки Ачипста с озёрами, замкнутая между двумя огромными хребтами - хребтом Алоус и хребтом Кочерга. Вид на восток упирался в вершину горы Челипси, которая казалась совсем рядом. Юрий решил выйти на снежный карниз, чтобы полюбоваться на долину реки Ачипста. Я потихоньку прошёл по его следам. Позже, когда я увидел этот нависающий снежный карниз снизу, в ужасном испуге подумал - как же нам повезло, что он не обвалился. Это было крайне опасно. Погода между тем потихоньку портилась - перевал начинал погружаться в тучку. И мы поспешили двигаться дальше.
     Спуск на север с перевала Челипси (встречается также название перевал Садовод, категория трудности 1А, но в это время 2А), для меня был самым опасным и страшным участком похода. В принципе, протяжённость пути на перевале, где требуется работать ледорубом там небольшая - порядка 50м по высоте. Но если бы Юрий не устраивал мне ступени в фирне - сомневаюсь, решился ли бы я ступать на столь опасный снежный склон. К тому же сверху того места, где нам предстояло передвигаться по склону, нависал огромный карниз, который значительно подтаял в своём основании и был готов обрушиться на нас в любой момент. К счастью, мы благополучно спустились по снежно-осыпному склону и спрыгнули на ледник Челипси. На леднике было довольно полого. Вокруг валялись огромные куски фирна, выше человеческого роста. Мы начали спускаться к великолепному озеру с голубой водой. Юрий назвал его озеро Синее. Начался холодный но не сильный дождик. Подойдя к озеру, мы сняли кошки и вместе с ледорубами оставили их здесь, чтобы не таскать дальше с собой лишний вес. Далее, при спуске в долину реки Ачипста, мы прошли мимо красивого водопада, который является истоком этой реки. Вскоре снег под ногами закончился и мы спустились к реке Ачипста. Дождик потихоньку стих, мы стали спускаться вниз по течению реки. Временами переходили на противоположный берег, по огромным снежникам, которые в некоторых местах нависали над руслом реки. В 16:30 мы подошли к озеру Ачипста. Я, в отличие от Юрия, не являюсь особым любителем горных озёр, но это озеро действительно было красивым. Оно большое, имеет островок (так называемая "клумбочка"), окружено высокими хребтами Алоус и Кочерга. Вода в озере необычайно прозрачная. По склонам окружающих хребтов изредка пробегали серны. Я обошёл всё озеро вокруг. К моему удивлению, чтобы обойти озеро мне понадобилось более часа (хотя я передвигался довольно медленно, но всё же озеро на самом деле больше, чем кажется на первый взгляд). С северного берега озера открывается вид на гору Ятыргварта. А за этой горой уже посёлок Псебай, но его не видно. Вообще, природа в долине реки Ачипста отличается от долины реки Малая Лаба и от краснополянской. Здесь уже преобладают сосны, взамен влаголюбивых пихт. Весь вечер я гулял по долине реки Ачипста. Когда стемнело, мы поужинали и улеглись спать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Юрий проснулся рано по будильнику. У него была особая задача - заснять на видео утреннее озеро сверху из нескольких точек. Я же провалялся в спальнике до предела - пока лучи солнца не коснулись палатки. Когда же оно поднялось настолько, что стало светить на палатку - резко наступила жара и находиться далее внутри палатки уже было невозможно. Я вылез наружу, огляделся. Юрий лазил с камерой по склонам окружающих хребтов. В небе проплывали огромные высокие облака. Озеро меняло свой цвет постоянно - в зависимости от того, были ли над ним в это время облака либо же светило солнце. Я не спеша сложил палатку, упаковал рюкзак и приготовился вскипятить воду к возвращению Юрия. Он спустился примерно в полдень. Мы приготовили еду (завтрак). Затем Юрий совершил заплыв в ледяное озеро (говорит, он всю зиму купается в море). Это было в 2 часа дня. По нашим прикидкам, это было время, до которого необходимо выйти, чтобы успеть засветло перейти перевал Челипси. Мы уже приготовились одеть рюкзаки, как вдруг я заметил вдалеке медведя на склоне хребта Алоус. Он потихоньку спускался. Мы решили подождать. Мишка не торопясь перемещался по травяному склону. Очень забавно было наблюдать, как он съезжает по снежнику. Мы скинули рюкзаки и замерли. Медведь постепенно спустился до того места, где утром лазил Юрий с видеокамерой. Я для себя отметил, что этот медведь более рыжий, по сравнению с теми, которых мы видели по ту сторону хребта Челипси, ближе к побережью. Затем этот медведь зашёл в лес. Больше мы его не видели. Время было уже 15:30 мы задержались у озера очень сильно. Одели рюкзаки и начали двигаться вверх по течению реки Ачипста. Вскоре заметили, что по склону хребта Алоус, в нашем направлении спускается другой медведь. Мы замедлили ход и стали наблюдать за ним. На мой взгляд, это был молодой мишка. И вот, он спускается всё ближе и ближе и, похоже, не видит нас. Юрий достал отпугивающий пистолет "Оса", передал его мне и велел не отходить, чтобы в любой момент я мог бы выстрелить в сторону медведя. Сам же он приготовил видеокамеру. Расстояние между нами и медведем сокращалось. Когда мишка заходил за какой-либо кустик, мы с Юрием делали небольшую перебежку навстречу к медведю. И вот, расстояние стало между нами и медведем такое малое, что я начал паниковать. Шёпотом я говорил Юрию, что более приближаться к медведю боюсь, что это уже, по-моему, опасно. Юрий же ничего не отвечал и продолжал двигаться наперерез пути медведя. Я не смел отставать от него, т.к. понимал, что пистолет в моей руке может понадобиться. И вот наступил такой момент, когда я потерял из виду, где находится медведь. Более я не мог совладать со своим страхом и гонимый каким-то инстинктом я высунулся из-за нашего укрытия, хотя Юрий говорил не высовываться. Моему сознанию необходимо было срочно установить местоположение медведя, и в этот момент я уже не мог совладать с собой. Мною управлял какой-то ужас. И мы встретились с косолапым глаза в глаза, и тот, увидев меня, выскочил из близлежащего оврага и бросился убегать от нас вверх по склону хребта Алоус. Юрий расстроился, что я испортил фотоохоту - спугнул медведя. Фотоохота эта очень затягивает, очень азартна. Время было уже 4 часа вечера.
     Мы продолжили своё движение вверх по течению реки Ачипста, в сторону перевала Челипси. И вновь заметили медведя на склоне хребта Алоус. Он ковырялся на снежнике выше нас и не торопился спускаться. Мы решили подняться к нему сами. Но так уж получилось, что пока мы поднимались, медведь умудрился спуститься мимо нас, скрываясь за небольшим оврагом, проделанным сползающим со склона снегом. Но зато, когда мы вышли на снежник, мы увидели большого грациозного оленя. Он величественно пробежал чуть выше нас. На спуске со снежника мы встретили в камнях гадюку Казнакова, ядовитую. Было уже 5 часов вечера, а мы ещё даже не прошли долину реки Ачипста. Лишь в 18 часов мы подошли к истокам реки Ачипста, к началу снежной зоны. Начали подъём по снежнику, мимо водопадов. В 19:45 вышли к озеру Синему, обули кошки и двинулись на ледник Челипси. В этот раз мы решили подниматься на перевал не по тому пути, как спускались с него, а по более пологому на вид, снежному гребню, ведущему на одну из вершин хребта Челипси, расположенную чуть западнее снежного карниза, под которым мы проходили накануне. Временами перевал затягивало тучкой. Но дождя не было. Снежный склон становился всё круче. Уже стемнело, мы включили фонари. Становилось страшновато - склон всё круче, внизу лишь темнота. Даже не видно, куда улетишь, если сорвёшься. Юрий шёл впереди, делал ступеньки. Холодало. Юрий пошёл траверсом в сторону снежного карниза. Ещё на закате было видно, что мы набрали высоту большую, чем та, на которой находится этот карниз в нижней точке перевала. Сейчас же мы были в темноте, на крутом снежном склоне. Каждый шаг был опасен - необходимо было сначала загнать ледоруб поглубже в фирн, убедиться, что он хорошо держится, затем аккуратно нащупать ногой ступеньку… хорошо ещё, что ветра не было. Так вот каким трудом и риском даются разведывательные походы!
     Когда мы уже почти вылезли на перевал, из-за вершины горы Челипси стала подниматься огромная луна. Сквозь облака между скал она была красноватого оттенка. Это был незабываемый вид. Наконец, мы вышли на перевал, как оказалось, гораздо выше того места, где мы переваливали через хребет Челипси накануне. Мы оба порядком устали, была уже глубокая ночь. Ночевать решили на седловинке между хребтом Челипси и отм. 2594,5м. Еда на этот ужин была оставлена нами ранее ниже, до неё мы не дошли - уже не хватало сил. Поэтому, доели всё, что у нас оставалось с собой из съедобного и улеглись спать. Было около двух часов ночи.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Проснулись мы ближе к 9 утра. Солнца не было, по небу плыли высокие но густые облака. Видимость была хорошая. Из палатки открывался красивый вид на гору Цахвоа. Мы начали спуск, решив позавтракать в домике у реки Чистой. Подобрали свои оставленные ранее вещи в цирке, где провели первую ночёвку. Прошли вниз по травянистому склону к реке Чистой. К домику подошли примерно в 11 часов. Здесь мы приготовили завтрак и отдохнули. Когда начали спуск от балагана в сторону моста, вниз по течению реки Чистой, небо совсем затянуло тучкой. При переходе моста через реку Чистая, начал срываться дождик. Река Мутная на обратном пути была более бурная. В 15:30 мы подошли к началу перевала Аишха. И через два часа уже проходили мимо водосборного устройства наверху перевала. С перевала Аишха открылся великолепный вид на гору Агепста, сквозь клубящиеся облака. С перевала Аишха мы спускались, не торопясь, к солнечному побережью. Резко ощущалось, что мы снова дома - раздались телефонные звонки, после 4 дней совершенного отсутствия связи. В 19:30 мы подошли к УАЗу, который ждал нас немного ниже домика заповедника. Ну а далее УАЗ вывез нас в Красную Поляну, а затем Юрий довёз меня до дома.

P.S.

Огромное спасибо Юрию за этот поход.
     Хочу отметить, что многие названия на нашем маршруте я не встречал ранее на картах и упоминал их здесь со слов Юрия. Насколько я понял, он в свою очередь взял их из книги Ю. К. Ефремова "Тропами горного Черноморья", Москва, 1963г. В частности:
     река Мутная - левый приток (не отмечен на карте) реки Малой Лабы, спадающий с южной части ледника Псеашха;
     пик Кожевникова - отм. 3070м севернее перевала Аишха;
     пик Игольчатый - отм. 2936,2м, восточнее ледника Псеашха;
     гора Скалистая - отм. 3157,8м, южнее места слияния рек Малая Лаба и Чистая;
     озеро Синее - озеро на отм. 2379,9м, севернее ледника Челипси.