на главную страничку
на страничку про туризм


Аутль

пос. Марьино Лазаревского района - р. Псезуапсе - ур. Грачево -
ур. Стагоки - северный отрог г. Аутль - г. Аутль

ВСТУПЛЕНИЕ

     Попасть на гору Аутль я хотел довольно давно. Причём, сходить туда хотел именно зимой, т.к. я боюсь лавин на голых скалистых склонах более высоких гор в зимнее время. Гора Аутль же лишь на относительно небольшую высоту поднимается над зоной леса. А в лесной зоне (насколько я себе представляю), вероятность схода лавины гораздо меньше. Поэтому, основным претендентом на этот зимний поход была гора Аутль. А для осуществления этого замысла, мне как и ранее, не хватало одного: найти спутника. И вот, приближались зимние общероссийские каникулы и Юрий ( www.sochi-mountain.ru ) сообщил, что также намерен посетить вершину Аутль в это время.
     Походы с Юрием для меня имеют некоторую специфику - он максимально использует возможность заброски (канатная дорога, внедорожники, кони и т.д.). С одной стороны это очень хорошо - уж очень противно, когда ты идёшь в поход, а мимо тебя проносятся джипперы, заставляя лишь дышать дорожной пылью от них. С другой стороны - такая заброска это довольно дорогое удовольствие и затраты на поход возрастают в разы. Вобщем у меня было два выхода - либо растратиться на заброску, либо не идти вообще. Я прикинул туда-сюда и решил что вполне разумно сходить. Итак, это у меня получился VIP поход, потому что заброска действительно была шикарная. И я благодарен в конечном итоге Юрию за то, что он смог всё это организовать.
     Оборачиваясь назад, для себя отмечаю, что скорее всего, без заброски, мой поход мог бы закончиться у первого же холодного брода (я не люблю холодную воду), а крупных бродов там минимум два, недалеко от конечной автобусной остановки.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ













     Юрий подъехал на своей комфортабельной машине прямо к моему дому (Сочи) в 5:45 утра. Около 7 утра мы уже подъезжали к микрорайону Лазаревское, вокруг было темно. В Лазаревском мы перегрузили свои рюкзаки в УАЗик, водитель которого уже ожидал нас. И вот, мы едем по трассе из Лазаревского в сторону посёлка Марьино (на дорожном указателе вроде висела информация, что расстояние Лазаревское-Марьино 18 км). Примерно в 8:30 утра мы подъехали к посёлку Марьино, проехав ответвление дороги на аул Тхагапш. Водитель вышел из машины и включил передний привод. Вокруг было всё ещё темно, земля покрыта коркой льда. На машине мы спустились в русло реки Псезуапсе. После первого же брода я оценил, насколько важна заброска на автомобиле в этом походе. Такой брод я бы переходить в это время просто отказался. Мы несколько раз переезжали реку Псезуапсе. Затем поехали вверх по течению реки Широкая. Дорога в этом месте делает огромную петлю, удаляясь от реки Псезуапсе, а затем вновь приближаясь к ней. Когда начался подъём дороги вверх после переезда реки Широкая, водитель сообщил, что насколько он понимал ранее, довезти нас надо было до сюда. Мы сверились с навигатором, с картой и выяснили, что нам желательно гораздо дальше. Сели в УАЗ и покатили далее. Дорога, конечно, сложная, с грязевыми спусками и подъёмами. Я вообще удивляюсь, как мы там проехали.
     Подъезжая к урочищу Грачево, мы увидели приятного снеговика, вышли из машины, сфотографировались. И вот, наткнулись на развилку. Долго решали, куда далее поехать и в итоге поехали не туда куда надо. В общем, как выяснилось уже позже, мы переехали на правый берег реки Псезуапсе (чего нам совсем не следовало бы делать). К сожалению, вынужден признать, что здесь мы допустили большой промах, даже имея навигатор на руках. Далее дороги просто не было. Мы выгрузили вещи. УАЗ уехал. И тут вдруг Юрий вопрошает: А где дуги от палатки? Я в недоумении. Мы выгрузили все вещи из машины, а вот металлические дуги от палатки, которые лежали в отдельном чехле, оставили в машине (саму палатку - тент и внутреннюю часть, мы выгрузили). Я стоял широко раскрыв глаза от изумления. Мы, зимой (я взял 2-ва спальника, чтоб не замёрзнуть), находимся фиг знает где от цивилизации, машина с дугами уехала, телефонной связи нет, такой долгожданный поход... Весь этот день меня не покидала мысль - как на снегу спать, фактически не имея палатки. И в этот момент я уже точно осознал, что 2-ва спальника тащу не зря (хотя ранее были сомнения по этому поводу). Ну что ж делать... Одели рюкзаки, начали движение. Теперь я уже чётко обнаружил по навигатору, что мы в стороне от тропы, но переходить реку мне очень не хотелось. Поэтому решили двигаться вверх по течению по правому берегу Псезуапсе, придерживаясь направления тропы на её левом берегу, что занесена в навигатор. В местечке урочище Стагоки, недалеко от отм. 808,0м, мы перешли реку Псезуапсе по поваленным деревьям (река в этом месте уже не такая мощная). И наконец вышли на дорогу, к табличке "Газопровод высокого давления". Далее перешли довольно мощный левый приток Псезуапсе и вышли к "месту стоянки и отдыха". В некоторых отчётах это место называют "развилка" - не знаю, почему. Здесь мы скинули рюкзаки, передохнули, перекусили. Время уже было около 2 часов дня.
     Отдохнув, мы направились к хребту, по которому решили прокладывать путь до горы Аутль. Здесь уже снег был достаточно глубокий, я одел гамаши. Сам хребет довольно приятный, с пихтами. Кустарника не много, местами снег потаял и передвигались по приятной листве. Заночевать решили на отм. 1358,0м. Когда мы сюда подходили, уже темнело. Резко становилось холодно и темно. Температура была отрицательная. Немного поколдовав, мы умудрились подвесить тент от палатки к репшнуру, натянутому между деревьев. Края палатки колышками прикрепили к насту. Под таким своеобразным шатром мы постелили внутреннюю палатку на снег, кинули на неё коврики, устроились ужинать. На ночь засунули коврики внутрь материи палатки, затем сами в спальниках залезли туда. Таким образом, внутренняя палатка у нас получилась как дополнительный тоненький спальник. А вокруг был снег. Но я устал за сегодня и быстро уснул.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

     Проснулись мы с рассветом (но это не очень рано, примерно 8 утра). Позавтракали, собрались на восхождение. С собой взяли совсем немного вещей, считай, шли на легке. Около 10 утра мы наконец стали удаляться от палатки. Изначально было решено идти по хребту, обходя все истоки ручьёв и с минимальными перепадами высот. Снег здесь был довольно глубокий уже, мы передвигались в снегоступах.
     Мы двигались по хребту в сторону горы Аутль, слева от нас, далеко внизу шумел ручей Хакуч. И вот мы подходим к отметке на хребте 1306,0м. Я замечаю, что хребет здесь резко поворачивает налево, это же показывает навигатор. Сообщаю Юрию. Мы разглядываем продолжение хребта сквозь деревья. Хорошо видно, как хребет делает довольно большую петлю перед заходом на гору Аутль. Юрий возражает против движения строго по хребту - зачем делать такой широкий обход, ведь вершина Аутль отчётливо видна впереди перед нами. Я особо не возражаю отклониться от трека навигатора, но лишь переживаю, как мы будем переходить вброд истоки реки Хаджуко.
     Вобщем, приняли решение от отм. 1306,0м идти по прямой на вершину Аутль, без навигатора. Спуск к истокам Хаджуко не крутой. И вот, подходим к реке. К счастью, я зря переживал - в этом месте и в это время река Хаджуко не представляет особой преграды. Перешли несколько ручьёв, попали уже на склоны горы Аутль. Минимальная высота, до куда мы спустились при переходе Хаджуко, составила 1200м, т.е. высоту мы потеряли не так уж и сильно. Далее карабкались по отрогу горы Аутль, здесь склон был уже довольно крутой. Подниматься было трудно - шёл активный набор высоты, тропить по пушистому снегу тяжело. И вот, впереди перед нами примечательный крутой участок без деревьев. Преодолев этот небольшой взлёт, мы попали в зону криволесья. Деревья здесь низкие, изогнутые, больше похожи на толстые кусты. Но, к счастью, растёт это криволесье здесь не густо и можно вполне комфортно передвигаться. Уклон на этом отрезке пути небольшой.
     И вот, перед нашим взором открывается цирк на северном склоне горы Аутль. Здесь, перед снежным цирком и вершинным снежным кулуаром, по которому нам предстояло взобраться, мы устроили небольшой перекус. Время было 13 часов. Отдохнув, мы начали аккуратно взбираться по снежному кулуару на гребень горы Аутль. Склон здесь очень крутой. Довольно опасно и страшновато. Но постепенно, ступенька за ступенькой, мы проложили путь на вершинный гребень и там перевели дух.
     Как только мы вылезли на гору и стало видно море, в лицо ударил сильный ветер, который сдувал снег с горы. Ветер был настолько сильный и холодный, что я понял - надежда провести на вершине часик-другой, полюбоваться красотой - отпадает. Понимая, что при таком сильном ветре я долго не выдержу, быстро направился к самой вершине по гребню горы Аутль. Местами ветер сдул весь снег с горы аж до сухой травы. То и дело мой путь пересекали отчётливые медвежьи следы. Я шёл широко расставив ноги, всем телом сопротивляясь порывам ветра.
     В 15 часов я подошёл к тригопункту на вершине горы Аутль. Вид с вершины очень красивый и если бы не этот ужасный ветер, было бы вообще замечательно. Хорошо просматривается гора Фишт, Пшехо-Су. Видно гору Агепста, Чугуш, Тыбга, Джемарук. На северо-западе хорошо просматривается Главный Кавказский Хребет. Далее на севере выделяются скалы горы Собор-Скала. На ГКХ видно скалу Хожаш, г. Грачев Венец, пер. Грачевский. На южную сторону горы видно побережье. Высотки города Сочи и побережье Лазаревского микрорайона. На фоне хребта Аибги и горы Ах-Аг сливаются, но всё же различимы, горы Амуко, Большая Чура.
     На вершине горы Аутль, рядом с остатками тригопункта лежит часть мотора самолёта, на нём памятная табличка. Просидев на вершине, сколько смогли выдержать, мы двинулись в обратный путь. Мне захотелось осмотреть местность, где на карте обозначен летник (домик). Как только мы начали спускаться в урочище Аутль, ветер заметно поутих. К сожалению, домика мы не нашли. На том месте, где на карте обозначен балаган, мы нашли лишь дерево со спиленными ветками и воткнутые в землю небольшие шесты. Видимо, домик что обозначен на карте либо сгорел, либо разрушился. Время было 16 часов.
     Спускаться по кулуару мне показалось страшнее чем подниматься. Неторопясь, потихоньку спустились по крутому кулуару и далее максимально прошли по цирку, не заходя в зону криволесья. Очутившись уже среди высоких деревьев, мы устроили большой перекус с приготовлением чая, было около 5 часов вечера. Постепенно наступали сумерки, а мы двигались по своим следам обратно к палатке. На место стоянки подошли когда уже стемнело. Покушали и легли спать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

     С утра мы никуда не торопились, машина должна была подъехать к 5 вечера (правда, мы не знали, до куда точно сможет добраться водитель). Поэтому проспали вдоволь. Неспеша позавтракали и в 11:30 собрали все вещи. Возвращались по тому же пути, как и поднимались в первый день. Хребет прошли практически без привалов и в 14 часов спустились к стоянке (место для отдыха), примерно где ручей Хакуч впадает в реку Псезуапсе. Здесь мы устроили перекус. Перешли левый приток Псезуапсе (вдоль которого на карте обозначена тропа на вершину Аутль) и направились вниз по течению Псезуапсе по колее (дороге). Прошли то место, где в первый день похода мы вышли на дорогу в районе отм. 808,0м и продолжили свой путь по дороге, никуда не сворачивая и по пути жалея, что в первый день похода мы шли не по дороге.
     Как мы поняли, именно эти места местные жители называют "каштанник" - вокруг было много каштанов (деревьев), местность ровная, в сезон сборов каштанов, здесь действительно должно быть удобно их собирать. После каштанника дорога начала сбрасывать высоту серпантином. Появились свежие следы от какого-то грузовика-вездехода. Примерно в 15:30 мы прошли урочище Грачево и устроили привал с горячим чаем на ручье чуть дальше. В 16 часов двинулись дальше по дороге, навстречу нашему УАЗу. На подходе к ущелью, в котором расположена скала Греческая, мы увидели наш УАЗ на дороге с другой стороны ущелья. Дело в том, что дорога на спуске в это ущелье очень плохая и водитель не стал рисковать, потому что в первый день похода, на обратном пути он с трудом преодолел этот участок. Увидев машину, мы обрадовались, что водитель не подвёл. К автомобилю мы подошли в 16:40. Погрузили свои рюкзаки в багажник и поехали по дороге домой. По пути сделали остановку в живописном каньоне. Юрий искупался в холодной горной реке. Когда подъезжали к посёлку Марьино, уже наступали сумерки. Затем по шоссе довольно быстро приехали в Лазаревское. Сели в Юрин автомобиль и около 9 вечера я уже был дома.
     В этом походе огромную роль сыграла заброска. Нам удалось за три полных дня посетить вершину Аутль. При этом, мы особо не напрягались физически, с рюкзаками по темноте не ходили. Без заброски, при выезде из Сочи надо минимум 4 дня на такой поход - а это и дополнительный вес рюкзака и дополнительные нагрузки. Я остался очень доволен этой прогулкой в горы.




на главную страничку
на страничку про туризм


Используются технологии uCoz