|
Приэльбрусье, гора Чегет, ущелье Адыл-Су
На самом деле, вершинка, которой посвящена эта страничка, называется Азау-Гитче-Чегет-Карабаши (и то, указано, что это по туристским материалам). Я сходил (если верить моему GPS-навигатору) до отметки 3461,0 (эта высота указана на некоторых картах). И так как канатка, гостиница внизу и рынок имеют название "Чегет", то и отметку 3461,0 здесь я назову Чегет (хотя, это наверное не правильно). Многие, говоря, что ходили на гору Чегет, подразумевают также именно склоны горы Азау-Гитче-Чегет-Карабаши. Опять же, если верить моему навигатору, то тропа от верхней станции канатки не приводит на отм. 3461,0 и это место находится через одну скальную седловинку от окончания тропы, в сторону горы Донгуз-Орунбаши.
Эта поездка была посвящена "разведке". Меня давно мучает вопрос - можно ли посетить вершину горы Эльбрус. В интернете очень много информации. С одной стороны - многие говорят: "это лёгкая вершина, натоптанная тропа, сотни посетителей вершины ежедневно летом". Другие говорят: "высота 5642м это не шутки, недостаток кислорода, мороз, резкая смена погоды, скрытые трещины". И вы знаете, если бы я не был знаком с горами я бы склонился к мнению тех, кто говорит что "ничего сложного, всем доступно, не трудно" (в основном так говорят те, кто организовывает коммерческие туры на вершину). Но моё личное осознавание того, что обязательно необходимы такие вещи как кошки, пуховая куртка (летом), бахилы, акклиматизация, - говорит мне о том, что это непростое и опасное мероприятие. Но о впечатлениях после "разведки" расскажу на следующей страничке, посвящённой склонам Эльбруса.
Итак, про поездку. На работе вытребовал отпуск в конце августа, купил билет на поезд до Минвод. Заранее решил, что поеду до ущелья Адыл-Су, т.к. там три альплагеря: Шхельда, Эльбрус, Джантуган. Как оно складывалось: в 5 утра приехал на ж/д вокзал Минвод. Спросил у прохожих, как добраться к подножью Эльбруса. Отправили на автовокзал "Руслан". Отправился туда пешком. Прошёл, наверное, весь город, вышел на трассу на аэропорт и дошёл до этого "Руслана". Топал примерно 50 мин (довольно далеко). Пришёл, читаю рейсы - ни одного прямого автобуса до Терскола. Сел на проходящий автобус до города Баксан (6:12 утра). Приехал в Баксан примерно в 7:30. К счастью, в расписании увидел проходящий автобус до Терскола (отправление в 7:50), пазик гос. номер 060, движение Прохладный-Терскол. Попросил у водителя подсказать, где уж там ущелье Адыл-Су. В 10:15 водитель остановил, высадил. Начал топать вверх по реке Адыл-Су. Через 2 км от трассы вдруг на дороге шлагбаум, два бойца с автоматами, требуют пропуск в приграничную зону. У меня, разумеется, нет никакого пропуска. Я так и сел. Спрашиваю у них: "какие варианты?". Отвечают - "пропуск делать минимум три дня. Если в альплагерь путёвка будет, то до лагеря тебя пропустим". Вобщем, сел я ждать, из какого а/л начальник первым повстречается. Случилось так, что примерно через час КПП проезжал начальник Шхельды. Ну туда я и попросился. Принесли мне путёвку и пропустили на КПП (но сказали, чтобы за пределы а/л не выходил). Стоимость проживания у меня была 8,6 у.е. в сутки за человека. По-моему меня поселили в самый дорогой (комфортный) "номер" (т.к. в дальнейшем я узнал, что жить в деревянных домиках дешевле, но удобства на улице). Вобщем, условия в номере довольно спартанские, но для выходов в горы более чем достаточные - в номере был балкон, туалет, вода. Горячую воду включали вечером на полчаса. Там же при лагере столовая - стоимость питания завтрак/обед/ужин, каждый оплачивается отдельно по 2,86 у.е. (у.е. - среднее между долларом и евро). Начальник альплагеря Магомед, один глаз повреждён - оставил о себе только положительные впечатления. Руководство и вспомогательный персонал - по-моему все Кабардино-Балкарцы, но отношение было вполне дружелюбное.
Устроился. Заказал пропуск в погранзону. Но до конца моего пребывания в Приэльбрусье, пропуск мне так и не сделали. Поэтому мне не удалось посетить ледник Шхельда, ледник Башкара, "Зелёную гостиницу", перевал ВЦСПС, гора Курмычи, гора Юсеньги.
На второй день отправился в посёлок Чегет, на канатку. Две очереди канатки стоили 11,4 у.е. Поднялся на канатке и пошёл вверх по каменистому гребню. Сначала была какая-то отличительная вершинка с лопатой, потом ещё одна вершинка - та, до которой вела тропа, ну и затем уже я несколько опасно перелез по скальному гребню на третью вершинку (3461,0, как я считаю). Виды красивые. Эльбрус конечно большой, но вот вид на гору Донгузорун (4454,0) мне показался впечатлительнее. Хорошо виден сверху посёлок Азау, склоны горы Эльбрус. Вобщем, получил приятные впечатления от горных пейзажей, хождения по камням и физической нагрузки. Спускался по натоптанной тропе (она виляет по южному склону горы Чегет). Встретил двух прибалтов. Они на коверканном русском похвастались мне, что вчера были на вершине Эльбруса. Спрашивали меня, где вершина горы Чегет. Я им ничего вразумительного ответить не смог и сказал идти по тропе вверх. Затем я спустился вниз на канатке (две очереди). По поводу панорам: на карте внизу виден маршрут, который рисовал мой навигатор. Панорама с лопатой сделана в точке "VERH 1", просто панорама в точке "VERH 2" и панорама горы Донгузорун сделана из точки "VERH 3" (отм. 3461,0).
Также предпринимал попытки залезть на гору Юсеньги по восточному склону, не пересекая приграничной зоны. В первый раз долез до скал (отметка на карте "YSENGI 1"), второй раз полез по ручью. Долез до водопада, потом взял правее и ещё вверх между камней и деревьев до отметки "YSENGI 2". Дальше не хватило времени. Виды со склонов горы Юсеньги тоже красивые. Уже позже, с Эльбруса я увидел, что западный склон Юсеньги на вид более доступный, чем восточный.
Ну вот, вся информация, что уместилась здесь. В Приэльбрусье я был в сумме 5 дней. Мне там понравилось. Не было жары. Вечером набегали тучки и даже срывался дождик в густом тумане. Но к утру небо было ясным всегда.
|