на главную страничку

п. Красная Поляна - Энгельмановская поляна - оз. Кардывач
- оз. Верхний Кардывач

ВСТУПЛЕНИЕ

За несколько месяцев до выхода в этот поход к озеру Кардывач, через знакомых знакомых со мной связалась девушка и сообщила, что очень хочет совершить горный поход (в район г. Фишт) и предложила мне стать участником их похода. Через некоторое время что-то у них не сложилось, не получилось и тот поход отменился. И вот, по прошествии ещё пары месяцев, я вновь получаю письмо, что эта девушка всё так же хочет совершить поход, определилась с маршрутом - оз. Кардывач. В этот раз мне уже предлагалось стать не только участником, но и организатором похода. В общем - месяц ожидания погранпропуска, стыковки-нестыковки, кто идёт/не идёт. И в результате вырисовалась такая картина: группа в составе меня, моей мамы и двух девушек (4 чел.) выходит на оз. Кардывач с использованием заброски на УАЗике (до Энгельмановской поляны и обратно) на 4 дня. Для меня самым интересным и важным в этом походе было постараться сводить свою маму на оз. Кардывач (это позволяла заброска и довольно хорошая тропа до озера). Девушки же не имели опыта многодневных походов, но за них я переживал меньше. Признаться честно, встретившиеся нам мужские группы на маршруте с удивлением смотрели на состав нашей группы - парень с огромным рюкзаком (т.к. нёс вещи мамы), две девушки и женщина. Да я и сам довольно сильно переживал - как такой женский коллектив перенесёт все тяготы и лишения... Но всё прошло вполне благополучно.
     Опять же, откровенно говоря, меня не сильно привлекал маршрут на оз. Кардывач и я не ошибся - практически ежедневно вокруг озера размещалось не менее 20 чел. На пути мы встретили два пограничных патруля, на стоянках на озере видны следы деятельности человека, группы людей были из Ставрополя, Краснодара, Петербурга, Москвы - мне такие вещи портят впечатление от похода довольно сильно. Но в то же время, когда мои товарищи вдруг узнавали, что я ни разу не был на озере Кардывач - они сильно расширяли глаза от удивления и ещё раз переспрашивали: "Как? Ни разу не был на озере Кардывач?" Чобы больше не слышать этого удивлённого вопроса, нужно было сходить. И лучше сейчас. Уверен, дальше на озере будет всё хуже и хуже (может, только для меня) в связи с возрастающей его популярностью, постепенным оборудованием тропы и развитием Красной Поляны. Но, как оказалось, оз. Кардывач действительно очень красивое...

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Встреча группы на вокзале Сочи в 7 утра, посадка в автобус №105 и оплата проезда и провоза багажа до конечной остановки - Роза-Хутор, Красная Поляна. В 9:10 выгрузились в Красной Поляне, где нас уже ожидал УАЗ закакзника. Уселись в этот УАЗ и покатили в леса, в горы. При ближайшем переезде через р. Пслух пограничники остановили нас и проверили пограничные пропуска. Чуть дальше водитель спустил давление в колёсах и началась езда по горной дороге. Я лишь попросил маму крепче держаться в сиденье - чтобы на очередной кочке не стукнуло об дверь или ещё чего. Одна из девушек ударилась-таки головой об крышу автомобиля. Но не сильно. На очередном крутом подъёме у УАЗа пропала тяга - машина перестала реагировать на педаль газа. Водитель достал инструмент, полез под капот. Выбил изолятор из свечей полностью, поковырялся с карбюратором (разобрав его) - я с ужасом смотрел на все эти действия - внутренне понимая, что мы так можем вообще никуда далее не поехать. А кругом лес. Спустя некоторое время сзади подъехало ещё пара автомобилей. Наш водитель окончил ремонт и УАЗ, к счастью, завёлся. Далее было ещё пара трудных подъёмов, где мы выходили из машины, а УАЗ практически залетал на гору с разгона, извиваясь при этом как змея. Ну и около часа дня мы приехали к кордону заказника на Энгельмановской поляне. Недалеко, на ближайшем ручье устроили обед. После обеда отправились далее в путь. От кордона ещё на некотором расстоянии идёт автомобильная колея в сторону оз. Кардывач. Но там стоит забор (чтобы лошади не убегали) и возят лишь избранных. В общем, мы шли по Энгельмановской поляне пешком по колее. Вокруг высокая густая трава с жёлтыми цветами. Вскоре колея закончилась и перешла в обычную пешеходную тропу. Вокруг росли высокие пихты, идти было приятно. Погода хмурилась, но сильного дождя так и не было. Справа от нас временами виднелись Туриные горы, а внизу шумела река Мзымта. Довольно часто приходилось переходить ручьи (правые притоки Мзымты) - где-то по мостику, где-то по камням. Мы шли ходками по 40 мин., делая между ними привалы. Около 6 вечера мы вышли к удобному месту стоянки - кто-то это место называет "Кленовая поляна", кто-то "Пихтовая поляна". По карте это место находится на один км ниже по течению Мзымты чем место впадения в неё реки Бешенка. Здесь был удобный навес от дождя и место под палатку. В наших же планах было на сегодня дойти до устья реки Бзыч (Азмич) - это на 3 км дальше. В общем, т.к. время было уже много и я устал - решили остановиться на этой удобной стоянке и далее уже на сегодня не идти. Поставили палатки, начали готовить ужин. Я лично сильно хотел спать и очень устал - поэтому не доел ужин, оставив его на завтрак и полез в палатку спать. Ночью было прохладно.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Лично я проснулся лишь когда полностью выспался - примерно в 7:30 утра. Утреннее солнце уже освещало урочище Угловая Агепста. В нашем же лагере была тень и прохлада. Одев на себя тёплую одежду, принялись готовить завтрак. Затем сложили палатки, упаковали рюкзаки. И примерно в 10:15 выдвинулись в путь. Всё чаще попадались участки с высокой травой и всё реже тропа проходила по лесу. Как и накануне, приходилось пересекать множество ручьёв. Наиболее большой из них называется река Бешенка. Шли так же как и накануне - пешими ходками по 40 мин. с привалами. В одном месте тропа подошла очень близко к реке Мзымта - здесь уже видно было, насколько менее полноводной стала река, по сравнению с привычным её видом в Красной Поляне. Примерно в 11:30 мы прошли стоянку Азмич - удобное место среди деревьев. Говорят, ранее здесь была застава пограничников, но позже они отсюда ушли. Мы же увидели на стоянке Азмич несколько палаток, деревянный стол, какой-то полуразрушенный сарай. Никого в палатках трогать не стали и направились далее в сторону озера Кардывач. Вскоре среди травы появились некие металлические конструкции - очень похоже на какие-то антенны. А впереди показались скалистые вершины гор, окружающих озеро Кардывач. Вскоре из-за кустов вынырнули трое человек в камуфляже, один из них с автоматом. Проверили пропуска в приграничную территорию и заповедник. Затем навстречу прошла группа мужчин из Москвы и Петербурга.
     Мы затаив дыхание приближались к озеру Кардывач. Казалось, что вот оно, за очередным пригорком. Силы наши были уже на исходе, а озера всё нет. И наконец, в 14:20 за очередной карликовой берёзкой показалась гладь озера. Очень впечатляющее зрелище - гладкое озеро в царстве скалистых гор. Вброд мы перешли истоки реки Мзымты (чтобы попасть на места стоянок). Вода показалась очень холодной. Ближайшая стоянка была вполне удобной - ровной. Но здесь лежал некоторый мусор и поблизости были другие группы туристов. Мы отправились на поиски более приятной стоянки. Обошли озеро и пришли к тому месту, где река Верхняя Мзымта впадает в озеро Кардывач. Полянка здесь была не очень удобная - высокая трава и большие бугры по земле. Но зато тихо, никого нет, чисто и свежая вода рядом. Время уже было 4 часа. Я и одна из девушек решили попытаться сходить к озеру Синеокому. Поэтому мы побросали рюкзаки и отправились вверх, в направлении озера Синеокого. Я сбился с тропы при подъёме и нам пришлось продираться сквозь небольшое криволесье и высокий папоротник. Вскоре мы вышли в зону альпийских лугов. Передвигаться здесь было намного приятнее. Вокруг был красивый обзор - хорошо просматривались вершины, расположенные по границе между Россией и Абхазией. Мы поднимались местами по траве, местами по камням. Небо постепенно затянули тучи. Изредка сверкали молнии в районе горы Лоюб и гремел гром. Вдруг со стороны озера Синеокое на нас начала спускаться тёмная туча. Пошёл град. Градины были небольшого размера (как горох) но очень тяжёлые. Полностью прозрачные - как стекло. В общем падал этот град с такой скоростью и бил так сильно, что на следующий день от него остались синяки. Мы остановились. До озера Синеокого оставалось 600м по прямой и порядка 100м набора высоты. Я присел, в надежде что град закончится. Потом поднялся. Град всё не заканчивался. Я колебался - очень хотелось всё-таки дойти до озера, ведь оно так близко... Но увидев посиневшие от холода губы своей спутницы, я понял что на этот раз нам не удастся посетить озеро Синеокое. Мы отправились спускаться под дождём с градом. Было холодно. Спустились мы по хорошей тропе (которая была левее нас при подъёме). К нашему лагерю подошли около 8 вечера, полностью мокрые и замёрзшие. Потом был ужин в палатке и в начале 11-го часа мы улеглись спать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Ночью и рано утром по палатке стучал дождь (ночью даже сверкала молния и громыхал гром). Поэтому, когда я проснулся на рассвете и услышал барабанную дробь по тенту палатки, - заснул обратно, понимая, что под дождём делать нечего. Но около 9 утра выглянуло солнце и в палатке моментально стало невыносимо жарко. Я вылез босиком на холодную траву (ботинки были полностью мокрые после вчерашнего града с дождём) и пошёл навешивать верёвку на ближайшие деревья, чтобы высушить мокрые после вчерашнего вещи. Примерно в 11 часов мы наконец приготовили завтрак. Покушав, направились купаться в озере. Вода обжигающе-холодная. Но я смог немножко даже проплыть. Искупались все. Озеро Кардывач придало бодрости и сил, и мы решили, как и было запланировано, совершить попытку сходить на озеро Верхний Кардывач. Меня лично больше всего смущала возможность встретить пограничников - дело в том, что и в заявлении на погранпропуск и при покупке пропуска в заповедник мы просили указать озеро Верхний Кардывач. Но почему-то ни там, ни там, нам Верхний Кардывач не записали. Но, как говорится, волков бояться - в лес не ходить. В час дня мы наконец-то собрались и отправились в путь. Дорога к Верхнему Кардывачу проходит сначала по довольно чёткой тропе среди низкорослых деревьев. Затем тропа начинает пересекать каменные осыпи и лужайки с высокой травой - там её легко потерять (в начале августа). Мы поднимались вверх по течению реки Верхняя Мзымта. Сначала река текла бурлящим потоком, но вскоре мы очутились в сухой её балке. Видимо, в это время года здесь река Верхний Кардывач полностью течёт под землёй (под камнями). Мы поднимались по сухому каньону. Слева были скалы горы Лоюб, а справа какие-то другие обрывистые склоны. В 14:30 мы поднялись к так называемому озеру Средний Кардывач - небольшой водоём с мутной водой. Отсюда хорошо просматривался путь к Утаённым озёрам по луговым склонам справа. Мы пошли далее вверх по пути в сторону озера Верхний Кардывач. Сначала нагромождения камней чередовались с высокой травой, но вскоре высокая трава исчезла. Вновь появилась бурлящая река Верхняя Мзымта среди камней. Рукотворно сложенные пирамидкой камни (так называемые "турики") помогали нам не сбиться с тропы. Подъём довольно затяжной. Вот, слева появился первый на нашем пути большой снежник. Мы продолжали идти вверх. Вот, ещё пара небольших холмов и мы выходим к озеру Верхний Кардывач. Тут вышел небольшой конфуз. Дело в том, что я постоянно высматривал вокруг пограничников. И когда мы вышли к озеру, то очутились как бы на дне чаши, края которой представляли собой склоны окружающих гор. И вдруг я заметил, как с вершины одного из окружающих хребтов что-то начало довольно быстро спускаться в нашу сторону. У меня в тот момент даже не было сомнений, что это пограничники. Я предложил девушкам сразу же спускаться вниз, чтобы попытаться от них уйти. Но как выяснилось чуть позже - это были какие-то горные козлы. Почему они побежали на нас - не понятно. Обычно животные убегают в сторону от человека.
     В общем, про озеро Верхний Кардывач. Мы подошли к озеру в 16 часов. С неба срывался мелкий дождь. Озеро очень красивое. Среди безмолвных вершин, спокойное и величественное оно врезалось в сознание как что-то сказочное, не из мира сего. Редкие капли дождя, как слёзы падающие в озеро придавали особенную выразительность всему великолепию. Довольно большой кусок льда лежал на западном берегу озера. У озера мы устроили перекус. В 17 вечера нас стал прогонять с озера усиливающийся дождик. Во время прощания с озером Верхний Кардывач мы встретились с горными козлами, которых я поначалу принял за пограничников. Ну а дальше дождь стал сильным и холодным, временами сверкали молнии и гремел гром. Густые тучи, как огромные куски тумана поднимались вверх по ущелью, временами полностью закрывая обзор. Я замёрз. По острым скользким камням, с хлюпающёй водой в ботинках мы спускались вниз к палаткам. Около 8 вечера мы полностью промокшие пришли в лагерь. Обсушились в палатках, поужинали и легли спать.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Всю ночь шёл дождь. Как рассвело - я высунул голову из палатки, чтобы узнать, какая погода. Погода была неважная - клубились густые низкие облака и в любую секунду мог пойти дождь. Вещи были все мокрые ещё со вчера, палатка тоже вся мокрая. Девушки к этому времени уже активно шевелились в своей палатке. На сегодня у нас был запланирован ранний выход, чтобы успеть дойти до машины на Энгельмановской поляне к 4 часам вечера (так мы договорились с водителем). Девушки помнили про это и собирались уже в дорогу. Одна из них тоже высунула голову из палатки и вопросительно посмотрела на меня. Я скривил ужасную мину - пытаясь всем своим видом показать, что погода плохая, идти не хочется. И залез обратно в спальник. Через некоторое время девушки начали поднимать панику - и их можно понять - телефонной связи нет, завтра выходить на работу, родственники беспокоятся. А если мы к 4 вечера не придём на Энгельмановскую поляну и машина уедет - тогда нам точно как минимум ещё завтра один день топать. Всё это они понимали и поэтому побуждали меня к выходу из лагеря. Я же, имея некоторый опыт передвижения по подобной погоде под дождём с рюкзаком, с мокрой тяжёлой палаткой - однозначно отвечал, что из лагеря никуда не пойдём, пока не просушим вещи. Девушки на меня обижались - они рвались идти мокрые под дождём, лишь бы скорее попасть домой. И в очередной раз я убедился в правильности решения, что непогоду лучше переждать в лагере в палатке. И хорошо бы иметь на этот случай один день похода в запасе (днёвку). И действительно, примерно в 10 утра пошёл сильный дождь. Мы в это время по палаткам пили чай. Наконец, после 11-ти утра выглянуло солнце сквозь тучку. Мы сразу же повыскакивали из палаток и принялись сушить вещи, одновременно собирая рюкзаки. Около часа дня мы покинули место стоянки. Шли без привалов. В 15 часов были на стоянке Азмич. Около 4 часов вечера вышли на стоянку у Кленовой поляны (с тентом). Здесь устроили отдых с обедом в течение часа. В 5 вечера выдвинулись с Кленовой поляны. В 8 вечера подошли к кордону на Энгельмановской поляне. К счастью, водитель нас дождался. Около 10 вечера мы приехали в Красную Поляну, сели в такси и примерно в половине 12-ого ночи я пришёл домой.

карта поход Кардывач
Маршрут похода на топографической карте

(жёлтая линия - теоретический трек, занесён в навигатор перед выходом,
красная линия - запись трека на местности)