Рупорная низкочастотная секция Каковы же были причины того, что я решил собрать такую достаточно необычную для нашего времени конструкцию? Во-первых мне просто банально хотелось помастерить что-либо. А во-вторых, сложились некоторые свои представления по поводу «баса» в музыке. Мне показалось, что фазоинверторные оформления (это когда в колонке есть «дырка» для выхода воздуха) воспроизводят бас не совсем чётко, как будто «затупляется» «острота» быстрого удара в барабан.
Существует мнение, что именно рупорное акустическое оформление позволяет получить «несмазанный» звук. В этом отношении мои ожидания оправдались.
На мой взгляд, в любых акустических оформлениях (видах колонок) существуют компромиссы. Пожалуй, мне следует изложить свои мысли про сравнение между двумя видами акустического оформления: фазоинверторный (наиболее популярный в данный момент; это когда в колонке имеется отверстие (спереди или сзади); такие колонки сейчас чаще всего можно встретить в продаже среди акустики широкого потребления) и рупорный (сейчас встречается редко, в основном из-за сложности изготовления и больших размеров).
Основной «плюс» фазоинверторной акустики в том, что при маленьких размерах ящика и динамика, удаётся получить достаточно низкий бас. Основной «минус» - бас получается несколько размазанным.
Основной «плюс» рупорной акустики – высокая чёткость передачи. К «минусам» можно отнести: большой размер, отсутствие самого низкого баса.
Но так как мне хотелось поэкспериментировать, я решил собирать рупоры. Основные отличия от традиционных колонок, которые я отметил при сборке рупорной низкочастотной секции: динамик должен быть большого диаметра (это связано с тем, что чем меньше динамик, тем длиннее должен быть канал рупора, т.е. будут очень большие размеры ящика; а от длины канала зависит площадь раскрыва (устья), а от площади раскрыва зависит нижняя граничная частота воспроизводимого сигнала), материал должен быть толстым (возникают почему-то очень большие нагрузки, старающиеся заставить вибрировать стенки корпуса).
Отзывы после некоторого времени прослушивания могу дать следующие. Отрицательные впечатления – исчез самый низкий бас (это различные шумовые эффекты в современных записях, типа раската грома); хоть я и старался применить достаточно толстую фанеру, всё же есть некоторая «ведёрность» окраски звучания. Положительные впечатления – средний и верхний бас стали очень чёткими (в сравнении с фазоинверторными системами это можно охарактеризовать как разница между двумя одинаковыми электронными фотографиями с различным числом мегапикселей); при малой подводимой мощности (ок. 1 Вт) звук получается очень громким (это даёт возможность применить хороший ламповый усилитель, т.к. не требуется большая мощность).
|