с. Семёновка - хр. Алек - хр. Ац - хр. Иегош - р. Сочи - хр. Шуха - г. Скальна - р. Ушха - хр. Ажек - р. Сочи - с. Ореховка

Я давно хотел пройти хребет Шуха (кстати, встречается также название хребет Ушха, в частности, так называет его Кавказский заповедник (КГПБЗ). Я же решил все названия писать как в имеющейся у меня карте. Пусть даже, возможно, они там ошибочные). Хребет Шуха хорошо просматривается с «Тропы Отважных», при движении с г. Сахарная на г. Амуко. И вот, приближались майские праздники и была возможность запланировать поход на хр. Шуха. К сожалению, пройти весь хребет в этот раз не удалось – я глубоко заблуждался, считая что реку Сочи можно перейти вброд в мае, когда планировал маршрут. И в связи с этим, данный поход уместно назвать гора Скальна (опять же, возможно на карте просто забыли дописать последнюю букву «я» в названии этой горы).
     Итак, как обычно, в связи с нехваткой времени решено было выходить в последний рабочий день, вечером. В 18:20 мы сели в автобус №120 на вокзале. В 19:40 приехали на конечную остановку – Семёновка. Моросил мелкий дождь, погода не баловала. По знакомой дорожке направились на запад, к горе Питкевич. Перед ручьём Семёновская Щель, на дороге наткнулись на ворота с забором (раньше здесь никаких ворот на дороге не стояло). За забором гавкали собаки без привязи, где-то в отдалённом сарае горел свет. Мы решили обойти этот огороженный участок по лесу выше. Обошли и спустились к ручью Семёновская Щель. Ручей казалось бы небольшой, но подойдя ближе, мы поняли, что перейти его не так-то просто. В итоге нам пришлось снимать ботинки и переходить его, подкатав штанины. Ещё тогда у меня мелькнула в голове мысль – а как же переходить реку Сочи, если уже на ручейке возникли такие трудности. Вода в ручье была холодная. Перейдя ручей, мы полезли наверх по склону, без тропы, на вершину Питкевич. Склон крутой, но перемещаться было вполне комфортно, если бы не усиливающийся дождик. В это время мы уже включили фонари. Внизу сзади нас оставались огни села Семёновка, за горой Пикет виднелось зарево города Сочи. Вылезли на вершину Питкевич. Дождик поутих, но пришёл густой туман (туча). Видимость падала до 2-ух метров. На хребет Алек, к отметке 1003,9м мы двигались по навигатору. У тригопункта устроили небольшой перекус и начали спуск по северному склону хребта Алек в сторону реки Ац. Спустились без особых затруднений. Временами помогал навигатор. Реку Ац перейти по камням, не снимая ботинок, оказалось также невозможно. И снова закатали штаны, и снова холодная-холодная вода. Ноги почти сковывало. На правом берегу реки Ац поставили палатку, поужинали и улеглись спать, было около 3 часов ночи, накрапывал дождик.
     Утро второго дня встретило нас всё так же мелким моросящим дождём. Мы проснулись поздно, позавтракали и примерно в 12 дня сложили палатку и отправились в путь. Немного спустились вниз по течению реки Ац и по тропе поднялись на гребень хребта Ац. Здесь мы скинули рюкзаки и налегке отправились искать остатки дозорной башни. Я уже бывал в этих местах и ранее, искал развалины башни но так и не нашёл её тогда. В этот раз я в навигатор поставил точку места расположения башни. Нашли мы её всё равно не сразу. Развалины башни спрятаны в зарослях самшита, на краю скалы над рекой Ац. Выглядят эти остатки башни довольно монументально. Стена высотой 3-4 метра, выложенная белыми камнями, весом по 150-200 кг. Периметр стены квадратный, длина стороны примерно 5 метров. Когда мы подошли к башне, погода была пасмурной, шёл мелкий дождь. В ясную погоду, должно быть, с башни открывается красивый вид. Насколько я слышал из разговоров – это остатки одной из дозорных башен коренных населений этих мест – племён шапсугов. Говорят, есть ещё остатки подобной башни где-то в ущелье реки Агва, что якобы на башнях в случае например войны, зажигался огонь и от одной башни к другой передавалось это сообщение. Говорят, что эти башни хорошо видны друг другу, а вот с других сторон они скрыты взгляду за хребтами. Мне понравился вид этого строения древности. Рядом мы обнаружили что-то вроде обвалившегося подземного хода под башню.
     Осмотрев остатки башни, мы вернулись к своим рюкзакам и двинулись вверх по хребту Ац. Дойдя до отм. 625,0м, мы начали спускаться по отрогу хребта в сторону реки Сочи, намереваясь перейти её вброд. При спуске мы встретили что-то наподобие кормушки для зверей, но там было пусто и похоже что уже давно никто ничего туда не ложил. Последние 30 метров до реки очень труднопроходимы (довольно крутой обрывистый склон). Спустившись к реке мы поняли, что такую реку перейти вброд слишком рискованно (а пожалуй, и невозможо). С этого места наш маршрут пошёл не по плану. Начали движение вверх по течению реки Сочи. Вскоре дошли до места слияния рек Сочи и Иегошка 1-ая. Двинулись вверх по течению реки Иегошка 1-ая. Через некоторое время скалистый берег не позволил передвижение. Пришлось переходить Иегошку 1-ую вброд. Вода холодная, в некоторые моменты казалось, что сейчас перестанешь чувствовать свою ступню. Перешли Иегошку 1-ую, вылезли на хребет Иегош. Дождь усиливался. Потыркались в сторону реки Сочи – везде крутой непреодолимый скалистый обрыв к реке. Приняли решение двигаться в сторону моста, обозначенного на карте выше по течению реки Сочи. Итак, пошли вверх по хребту Иегош. На отм. 779,0м решили сворачивать на север с хребта, в сторону моста через р. Сочи, через ручей Рыбны (опять же, возможно, на карте забыли дописать последнюю букву «й»). Уже темнело, шёл дождь и было холодно. Решили ставить палатку. И в этот момент заметили что-то светлое прямоугольное в лесу. Подошли. Это была крыша балагана. Постучались – никого. Отодвинули пенёк, вошли внутрь. Внутри большая металлическая печка, сухие дрова, еда, одеяла. Затопили печь, переоделись, приготовили чай. Вымокшие и замёрзшие мы чувствовали себя более чем счастливыми в этом балагане с печкой. Развесили сушиться свои вещи. Улеглись спать. Мышки там довольно наглые – одна залезла ко мне на руку, когда я засыпал.
     Утром третьего дня дождик прекратился, проснулись мы относительно рано и уже в 10 часов отправились дальше, оставив два железных червонца домовому балагана за тёплый приём. Решили не снижая высоты выходить на тропу отрога хр. Иегош, которая ведёт к мосту. Но на пути нам встречались узкие труднопроходимые овраги, поросшие густым кустарником. Приходилось обходить эти места сверху. Наконец, мы поняли что если так будем двигаться дальше, то невольно выйдем на вершину горы Иегош. Решили спускаться и обходить ручей Рыбны снизу слева. Много времени потеряли мы в этих оврагах. При спуске к устью ручья мы встретили, похоже, полусгоревшие развалины другого балагана. Недалеко от устья ручья мы перешли на его правый берег и вскоре подошли к реке Сочи, к тому месту, где на карте обозначен мост. Никакого моста мы не обнаружили. Возможно, он уже разрушен. Не исключено, что мы прошли не заметив его (но это вряд ли). Мы приуныли. Я уже стал думать, что не попаду в этом походе на хр. Шуха. Вдоль реки Сочи, вверх по течению шла тропа, человеческая (встречались обёртки от конфет). Мы двинулись по ней. Примерно через 500м эта тропа привела нас к дереву, поваленному с одного берега на другой. По этому дереву, несколько опасно, мы и перешли наконец-то реку Сочи. Начали подниматься по отрогу хребта Шуха. Погода была без дождя и это радовало. В 6 вечера вышли на отм. 1117,7м на хр. Шуха. Здесь была телефонная связь. Отзвонились домой, сказали что всё нормально. Начали подъём по хребту. На высоте 1300м начал появляться снег. Одели гамаши и пошли дальше. Мне показалось, что летом, без снега, этот хребет труднопроходим из-за густого кустарника, который местами пробивался из-под снега. Примерно в 10 вечера мы пришли к подъёму на г. Скальна. Поставили палатку прямо на хребте.
     Утром 4-го дня мы налегке поднялись на гору Скальна. Погода замечательная, виды красивые. Осмотрелись, пофоткали и спустились к палатке, готовить завтрак. В 12 дня мы отправились в обратный путь. Уже было ясно, что спустимся мы довольно поздно. Спускаться решили через село Ажек. По пути хотели осмотреть два местечка, где на карте обозначены летники. И сразу же, около отметки 1456,2м встретили непредвиденные затруднения – тропы, что обозначена на карте, на самом деле нет. Довольно крутой склон, передвигаться траверсом неудобно. Потом начался густой кустарник – потеряли больше времени, чем рассчитывали. Затем кустарник и снег закончились, передвигаться стало намного веселее. Вскоре спустились на полянку, где отмечен первый летник. К сожалению, походив по этой местности, мы не встретили никакого балагана, - лишь несколько старых ржавых бидонов, - видимо это всё что осталось от летника. Ручей Мельничный в том месте очень красивый. Отправились дальше. При спуске к реке Ушха опять пришлось продираться сквозь густой кустарник. Ни о какой тропе нет и речи. Шли по навигатору. Спустились к реке в той точке, где её пересекает тропа на карте. Нашим глазам предстало довольно неприятное зрелище – два скалистых берега и наклонённое поваленное дерево. А река Ушха, хоть и довольно узкая, но бурная и глубокая – вброд перейти нереально. Перелезали реку по этому поваленному дереву. Очень сложно и опасно. Потеряли много времени, натерпелись страху. Наконец-то перешли реку Ушха. Было уже 6 вечера. Все планы успеть на автобус рушились. Перейдя реку, мы нашли местечко, где когда-то стоял балаган. От него остались лишь горелые остатки. Недалеко даже есть уцелевшая уборная и старенький столик. Здесь мы перекусили и отправились дальше по склону хребта Ажек, по тропе, что нарисована на карте. Во время движения по этой якобы тропе, мы решили, что нарисовали её на карте для фашистских шпионов. На самом деле на местности никакой тропы нет, часто приходится перелазить сложные овраги. Нам всё яснее становилось, что следовало сразу «в лоб» подниматься на гребень хребта Ажек и уже по нему спускаться. Так было бы быстрее и проще. В конечном итоге, когда овраги стали уже совсем непереходимы, мы полезли на гребень хр. Ажек. Далее по одному из отрогов хр. Ажек мы прошли над селом Ажек, до отм. 627,4м. Была уже глубокая ночь. Спустились на Ажековскую тропу, перешли реку Ажек по мосту, вступили на территорию хребта Прохладный. Очень долго в темноте не могли найти тропу на скалу после моста через реку Ажек. Наконец, прошли над скалой по тропе. Ну а дальше без приключений перешли реку Агва и в 2:15 ночи подошли к шлакбауму Ореховского водопада. Заказали такси. В 2:30 мы спустились на остановку Ореховка, через 5 мин. Приехало такси. В 3:30 ночи я улёгся дома спать. А в 7 утра прозвенел будильник на работу.
     Поход был непростой и насыщенный. Много было переходов рек и ручьёв. Теперь есть представление, что такое водная преграда и как сложно порой бывает перейти ручей, даже если он всего 2 метра шириной. А в целом, как и всегда, я остался в восторге от похода.

P.S. Отдельное спасибо хочу сказать своему напарнику. Он сам вышел на меня через интернет. Мы совершили с ним пробный выход на г. М. Амуко в сложных погодных условиях, и вот теперь совершили этот непростой поход. Спасибо ему, что он стойко перенёс все тяготы и лишения похода.

Страничка про туризм

Главная страничка

подъём на хребет Ац

угол дозорной башни
стена дозорной башни
верхний край стены башни и виден краешек хребта Алек слева
внутри башни
на фоне остатков башни
большое дерево на спуске по отрогу хребта Ац

кормушка зверей на хребте Ац

ручей Рыбны
спуск по ручью Рыбны
переход реки Сочи по дереву

река сочи в месте перехода по дереву
дерево через реку Сочи
подъём на хребет Шуха
перекус на отроге хребта Шуха
вид на хребет Ац (посередине) с отрога хребта Шуха
вид на хребет Иегош с отрога хребта Шуха

на отметке 1117,7м на хребте Шуха
первый снег на подъёме по хребту Шуха
тропа по хребту Шуха
небо сквозь облако на хребте Шуха

море облаков

на фоне горы Амуко

склон хребта Шуха
на фоне хребта от г. Сахарная до г. Амуко
кустарник на спуске с хребта Шуха
родник на спуске с хребта Шуха
ручей Мельничный
у ручья Мельничный

ржавые бидоны недалеко от ручья Мельничный
река Ушха
у реки Ушха
переход через реку Ушха
пепелище балагана на правом берегу реки Ушха
удобства у сгоревшего балагана на правом берегу реки Ушха

перекус у сгоревшего балагана
хребет Ажек
полянка и плодовые деревья около сгоревшего балагана
овраг на хребте Ажек
панорама хребта с горы Сахарная на гору Амуко
панорама с вершины горы Скальна

панорама с вершины горы Скальна (с надписями)
карта похода (красные линии - что рисовал GPS-навигатор на местности)