на главную страничку

пер. Псеашха - п. Красная Поляна

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

В 6 утра, в домике лагеря Сенной противно зазвонило сразу несколько будильников. 7 человек стали медленно но верно просыпаться (включая меня). Люди снаружи - 4 человека из палаток, уже активно готовили завтрак, а кое-кто даже делал утреннюю гимнастику! Вобщем, в очередной раз я расстроился, что опять надо просыпаться так рано - хотя, вот именно в этот день это действительно было нужно - предстоял продолжительный переход. Поэтому я стал лениво сворачивать свой спальник и паковать рюкзак. Параллельно был приготовлен и съеден завтрак. К сожалению, я был последним кто подготовился на выход - группе пришлось ждать меня. Наконец, собравшись, вся наша команда отправилась на поиск тропы. Дело в том, что к этому моменту наш проводник убежал обратно в Гузерипль и далее мы должны были прокладывать маршрут сами. Но Юрий совместно со мной тщательно продумывал всё перед выходом. И у нас было два варианта как забраться на хребет Аспидный: один вариант - GPS-трек от Павла ( www.radio4.ru ) и второй вариант - теоретический маршрут по гребню отрога хребта Аспидного. Сначала мы пошли искать тропу Павла, но не найдя её, решили всё-таки подниматься по теоретическому отрогу. Итак, подъём на хр. Аспидный мы начали около 8:30 утра. По отрогу местами идёт хорошая звериная тропа, но местами она всё же теряется. Тем не менее, пихтовый лес и отсутствие густого кустарника позволяли вполне комфортно передвигаться. Шёл активный набор высоты и группа делала частые привалы. Кто-то отставал, их дожидались на привалах. Временами Юрий уходил с гребня на траверс - как он объяснял, это было связано с тем, что он видел чёткую звериную тропу. Но всегда в итоге нам приходилось всё равно лезть обратно на гребень, но уже без тропы. Постепенно пихты стали редеть и всё больше появлялись участки с травой. Поначалу трава была высокой и труднопроходимой. Но постепенно, по мере набора высоты трава становилась всё ниже, а деревья вокруг начали исчезать. Лишь в 11:50 мы наконец вылезли в зону альпийских лугов. Открылись красивые виды вокруг и идти далее стало значительно приятнее и интереснее. Слева внизу от нас оставался домик Исаева - мы не стали к нему спускаться и решили устроить обед немного не доходя до вершины хребта Аспидного. В 14 часов мы наконец подошли к месту обеда. Здесь открывался красивый вид на гору Джуга и лежал небольшой снежник, благодаря которому удалось приготовить чай (вода к этому времени уже у всех закончилась). Пообедав, мы стали подниматься на хребет Аспидный. Налетели полуденные тучки и временами даже срывался дождик. Тем не менее, вид с вершины хр. Аспидный был очень красивый - различимы были многие вершины на довольно большом расстоянии вокруг. При спуске с хребта Аспидного мы встретили несколько оленей а затем и медведя. В седловине между хр. Аспидным и отрогом горы Уруштен расположено озерцо (оно обозначено на карте), но вода в нём мутная, не пригодна для питья. Время было 17:15 вечера, группа подустала и многие уже подумывали, как бы побыстрее добраться до места ночёвки. Подходя ближе к озеру под вершиной Уруштен, мы увидели довольно много оленей и серн, пасущихся на склонах горы Уруштен. Некоторое время обсуждали - как лучше подходить к озеру. Я предлагал спуститься вниз, перейти истоки реки Аспидной и подниматься затем к озеру. Юрий же решил не теряя высоты пройти траверсом к озеру. К счастью, траверс там оказался не сложным и мои опасения о его трудности были напрасны. Этот траверс к озеру начался у нас в 18:30. Одному человеку из команды к этому времени стало плохо - он чувствовал слабость и головокружение. Доктор дал ему какие-то таблетки и группа разделилась на две части - я с доктором стали сопровождать отстающего, а остальные ушли вперёд к озеру. В итоге я вышел к озеру лишь в 19:45. День был достаточно напряжённый, я был искренне рад за группу, что всё же мы сумели подойти к озеру ещё засветло и в полном составе. Ну а далее - всё как обычно: поставили палатку, приготовили ужин. Вечером выяснилось, что завтра опять придётся вставать ни свет, ни заря - в 5 часов утра! Это было связано с тем, что выяснилось, что в группе есть дополнительные желающие совершить восхождение на вершину Уруштен и дабы не перебивать общий выход группы в долину реки Синей на завтра в 9 утра, решено было, что желающие совершить восхождение, должны были просыпаться очень рано (чтобы не задерживать потом остальную часть группы).

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

На вершину Уруштен подняться решили 6 участников нашего похода. Как и договаривались, всех разбудили в 5 утра. Солнце уже ярко освещало вершину горы Уруштен. Вода, где вчера вечером мы набирали бутылки, за ночь покрылась коркой льда - значит, ночью был мороз. В палатке тоже было холодно - я залезал в спальник, одев на себя все тёплые вещи. Приготовив побыстрому завтрак и съев его, участники восхождения отправились к вершине, оставив остальных высыпаться в лагере. Время было 6:30 утра. Погода стояла прекрасная - на небе ни облачка. Солнце уже к этому времени поднялось довольно высоко и освещало окружающие вершины. Я ушёл немного вперёд от остальных участников восхождения - не хотелось участвовать в видеопостановках для эксклюзивного видео (признаться, иногда это выводит из себя, особенно при восхождении). Ещё перед выходом на маршрут я связывался с Владимиром ( www.kavkazfilm.ru ) по поводу восхождения на вершину Уруштен, и он тогда сказал, что по его мнению, наиболее безопасный маршрут восхождения - по северному гребню. Послушав его совета, мы и направились к вершине именно этим путём. Сначала двигались от озера на запад, поднимаясь на гребень, а затем по этому северному гребню двинулись к вершине. Подъём и к гребню и по самому гребню там действительно вполне безопасный (лишь перед самой вершиной есть неприятные осыпные кулуарчики). Когда я вышел на гребень и моему взору открылся вид в сторону горы Тыбга, идти стало значительно приятнее, так как дух захватывало от таких просторов и красоты. Я аккуратно поднимался к вершине между острых камней и моему взору открывались всё бОльшие просторы. И вот, я вылез на вершину горы Уруштен. Время было 7:30. Затаив дыхание стал глядеть по сторонам. Далеко на востоке, чуть заметны но узнаваемы, проглядывали контуры горы Эльбрус. А из ближних гор, пожалуй, самый впечатлительный вид был на массив Псеашха. Очень красивый вид вниз в долину реки Синей. А вокруг было видно много значимых вершин, вот некоторые их них: г. Джуга, г. Чёртовы Ворота, г. Б. и М. Тхач, хр. Скирда, г. Ятыргварта, хр. Алоус, г. Челипси, г. Цахвоа, г. Дзитаку, массив Псеашха, г. Бзерпи, г. Агепста, хр. Аибга и ещё много-много других вершин. Вскоре на вершину поднялись все участники восхождения. К этому времени в лагере уже все проснулись и было слышно, как кто-то принимал утреннюю ванну в ледяном озере. Для меня время на вершинах, подобных вершине Уруштен, замирает. Я смотрю вокруг и отчётливо осознаю, насколько всё мелочно и неважно, что происходит внизу в городе. Все эти проблемы, вся эта суета, отсюда, с вершины Уруштен, в это утреннее время природы кажутся настолько незаслуживающими внимания... эх, словами передать, "зачем люди ходят в горы?", к сожалению, невозможно. Но на вершине я чётко осознаю, что жизнь, - настоящая интересная жизнь - это здесь и сейчас, в горах. А всё то, что происходит внизу в городе - это лишь какая-то пародия на жизнь (просто существование, прозябание). Полюбовавшись красивыми видами вдоволь, я начал спускаться обратно к озеру. И в 9:30 я уже пришёл в лагерь. Погода была спокойная (без ветра), солнце приятно светило, и я отправился окунуться в ледяное озеро. После холодной воды тело получает некий заряд бодрости. Затем группа собрала палатки и примерно в 11 часов покинула место ночёвки. От озера мы двинулись на восток, обходя гребень на нашем пути траверсом. На мой взгляд - не надо было траверсировать, а следовало перевалить через этот хребтик (как и советовал Владимир). Но, к счастью, на траверсе там была довольно натоптонная тропа животных. Взобравшись затем на ещё один гребень, мы вылезли на луговые отроги горы Уруштен и затем стали спускаться к реке Синей по расчищенной лошадиной тропе. Кое-кому в группе натёрло ноги и спускаться они могли лишь очень медленно. Поэтому основная часть группы убежала вперёд, а меня попросили проследовать с отстающими. Так, потихоньку мы спустились к реке Синей и перешли на её правый берег (по дороге видели новый строящийся домик). Ну и в 15:45 вышли к домику на Синей. Здесь мы приготовили гречку с тушёнкой (которые находились в домике) и кое-кто отправился готовить баню. Дело в том, что есть некие VIP-персоны, которые проводят свой отдых вот так, в балагане в заповеднике. При этом даже организуют себе баню на природе у реки силами помощников. Вот после такого "клиента" и осталась банька. В общем, баня - воткнутые в землю жерди и натянутый вокруг полиэтилен. Разводится большой костёр, в него кидают камни, затем раскалённые камни в чане переносят в баню и поливают на камни воду. После очередной парилки мы выбегали и окунались в ледяную воду реки Синей. Впечатления незабываемые. После бани пили чай и укладывались спать. Часть группы заявила, что в Красную Поляну они хотят выйти пораньше и поэтому просыпаться будут в 6 часов утра. Я понял, что и в последний день похода выспаться мне не дадут...

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Часть группы проснулась-таки в 6 утра и начали собираться. Мы же (оставшиеся) вылезли из спальников около 8 утра. Позавтракали, прибрались за собой и приготовились к выходу. В 9:15 подошли к реке Уруштен. Один товарищ решил переходить её вброд. Остальные отправились переходить реку по бревну. В итоге - тот, кто переходил вброд потерялся. Как позже выяснилось - он ушёл вверх по тропе от того места, где перешёл реку. Вобщем, из-за незапланированной потери времени, до Бзерпского карниза далее мы почти бежали. И около часа дня уже подходили на карниз. Дело в том, что этот участок (от домика на р. Синей до Красной Поляны) я и некоторые другие участники уже проходили ранее. Поэтому и описывать здесь я не стану и поэтому же мы не заходили ни в лаг. Холодный, ни на оз. Малое. Отмечу лишь, что через реку Холодная провесили новый красивый мостик. На Бзерпском карнизе мы просидели примерно до 3 часов дня. И около 6 вечера спустились в Красную Поляну. Эта душная, шумная, пыльная автомобильная дорога с грузовиками так ужасно разрезала сознание на две части, два мира: один мир - прекрасный, свежий чистый оставался сзади вверху, а другой мир (как выразился один из участников похода - "технотронная клоака") вынуждал нас спускаться вниз и глотать душный воздух, пропитанный запахом бензина и погружал нас обратно в вечные дурацкие проблемы.

P.S. Коллектив в этом походе сложился очень удачный - не часто попадается такая приятная компания. Ну и как всегда - спасибо Юрию за организацию похода, несмотря на то, что за эти услуги приходится платить. Уверен, этот поход того стоил!
Описание похода на сайте Юрия

карта поход Тыбга
Маршрут похода на топографической карте

Спасибо Юрию за запись GPS-трека
(жёлтая линия - теоретический трек, занесён в навигатор перед выходом,
красная линия - запись трека на местности)