гора Алоус

пер. Алоус - г. Алоус - оз. Ачипста - лед. Челипси - р. Чистая -
р. Мал. Лаба - пер. Аишха - п. Красная Поляна

ВСТУПЛЕНИЕ

Попал я в этот поход довольно спонтанно. Всё дело в том, что в одном из предыдущих походов (а именно, на озеро Верхний Кардывач) со мной в группе была девушка. Так вот, обстоятельства сложились так, что мне было интересно сходить с ней в ещё какой-нибудь более серьёзный поход, а ей тоже хотелось испытать себя на более трудном маршруте. И вот, мы "голову ломали" куда бы, когда бы и с кем бы пойти. В итоге определились - 6-ти дневный переход через г. Фишт. Я обзвонил своих знакомых, всех приглашал. Никто конкретно не соглашался составить нам компанию. А вдвоём мы идти не хотели (а может, боялись, что родители будут возражать). Короче говоря, сезон туристических походов заканчивался (время было ближе к октябрю) и поход с участием меня и её висел на волоске - желающих организоваться на Фишт всё никак не находилось. И тут ко мне в гости зашёл Юрий ( www.sochi-mountain.ru ). Я узнал, что он организует очередной переход через Кавказ. Стал интересоваться - есть ли пара свободных мест в группе. И хотя Юрий организует коммерческие маршруты (приходится потратиться), но уверенности в том, что группа выйдет на маршрут, что не будет проблем с пропусками и что вообще не будет проблем - гораздо больше. Особенно учитывая мой нехороший опыт предыдущего похода (на г. Цахвоа) в команде без явного руководителя. В общем, основные причины, по которым я попал в этот поход - это желание пройти непростой маршрут в команде с определённой девушкой, также необходимо было, чтобы такой поход был безопасен и чтобы была уверенность, что группа действительно соберётся и выйдет на маршрут. И я понял, что для выполнения этих требований (учитывая, что походный сезон практически окончен и мои другие друзья вряд ли пойдут куда-то в октябре), идеальный вариант отправиться в команде с Юрой. Поэтому, как только нашлось для нас пара свободных мест, мы встретились с Юрием, передали ему деньги за участие и далее я был спокоен.
     В назначенное время в назначенный день мы собрались на вокзале (это было поздно вечером). Погрузились в заказанный заранее микроавтобус. Я всё переживал, как бы перенести этот непростой многочасовой переезд по горному серпантину - приклеил себе противоукачивающие пластыри за уши. Выбрал пару мест посередине машины и мысленно приготовился к ужасному ночному переезду. Но к моему удивлению, за интересным общением время переезда пролетело незаметно и очень приятно. За 40 км до подъезда к нашему месту назначения - посёлку Псебай, у машины на ходу лопнуло одно из колёс. Хорошо, что мы ехали по ровной прямой дороге - водитель сумел аккуратно остановить машину. Из-за этого мы простояли на дороге около часа (слишком сильно были закручены гайки на колесе). Наконец, в 9:20 мы приехали в Псебай. Нас всего 10 человек, настроение у всех хорошее. Так начался первый день похода.
     Я был рад, что попал на этот маршрут. Наверное, не многие смогут меня понять, но одно дело - пройти через Фишт, мимо грязных стоянок с мусором, мимо толп туристов и мимо дачи Путина на Лунной Поляне (поругавшись с её охранниками) и совсем другое дело - пойти по диким местам, нетронутым жемчужинам кавказского заповедника, в команде с опытным проводником.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

В Псебае нас ждал также заранее заказанный грузовичек ГАЗ-66. Мы побросали рюкзаки в кузов и расселись по скамейкам. С шутками-прибаутками покатили трясясь вверх по реке Малая Лаба. Вскоре был КПП в приграничную зону с Карачаево-Черкессией, где нас развернули - сказали что необходимо зарегистрироваться в МЧС и МВД. Делать нечего - поехали обратно в Псебай, благо там не очень далеко. В посёлке переписали паспортные данные, оформили регистрацию туристической группы. И опять в сторону пропускного пункта покатили - предъявили бумажку и нам наконец подняли шлагбаум. Далее мы довольно долго ехали-ехали вверх по течению реки Малая Лаба. Примерно в 11:30 мы проехали кордон Черноречье (это примерно место слияния реки Мал. Лаба и реки Уруштен). В 12:30 мы прибыли наконец на кордон "3-я рота". Выгрузили свои рюкзаки из грузовика, уселись обедать. В это время готовили лошадей для перевозки наших рюкзаков. Надо сказать, что я впервые участвовал в походе с использованием силы лошадей. И как оказалось - это очень большая помощь на маршруте - протащить тяжеленный рюкзак в первый день похода на лошади. Ведь, если бы не лошади в первый день - то я бы точно неимоверно устал бы, если бы и дошёл до назначенного места ночёвки. И если бы мне пришлось тащить тяжёлый рюкзак после такого длинного переезда без сна - скорее всего мне было бы плохо к вечеру. Но лошадки очень помогли - и до самой ночи я просто наслаждался походом.
     Итак, егеря укладывали и увязывали наши рюкзаки на лошадях. Мы налегке неторопясь начали взбираться на гору по хорошей набитой тропе. Нашей целью на сегодня был домик в урочище Вал, на высоте примерно 1850м. На нашем пути подъёма не было каких-либо особых видов вокруг. Мы шли по лесу среди высоких деревьев, тропа медленно набирала высоту. Часть группы убежала вперёд - вместе с лошадьми. Наша же небольшая но дружная компания двигалась неторопясь - все знали, что до темноты успеем добраться до домика и самое время потихоньку входить во вкус начавшегося маршрута. Через некоторое время высокие деревья начали исчезать, вместо них появились кустарники и высокая трава - открылся красивый вид на горы Карачаево-Черкесии. Навстречу нам спустились лошади, которые уже успели дотащить наши рюкзаки до домика. Вскоре нам попался первый домик - покосившаяся старая избушка. Нам же надо было пройти чуть дальше - до более молодого домика. И вот, мы выходим на полянку среди берёзок к нашему на сегодня домику. Время было около 3 часов вечера. Ребята прибрались в домике немного, развели костёр, неспешно стали готовиться к ужину. Рядышком протекал ручей с чистой водой. Мы с девушкой решили прогуляться по рядом расположенной поляне, откуда открывался красивый вид на восточные склоны хребта Скирда. Посмотрели на красивый красный закат и вернулись к костру к группе. Здесь во всю готовился вкусный ужин. После захода солнца приятно посидели у костра, общаясь с командой. Небо было ясное и звёздное, в тишине лишь раздавались наши голоса и потрескивание костра. Половина группы разместилась на первом этаже в домике, мы же (другие 5 человек) полезли на второй этаж (мансарда) и ночевали прямо под крышей.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Проснулись мы на чердаке по будильнику, прозвеневшему на первом этаже. Погода за окном портилась - появились тучи, поднялся ветер, пронося мимо уже осеннюю листву. Время было около 7 утра. Особо не торопясь, все начали собирать вещи, готовить завтрак. Руководитель подгонял народ - он понимал, что скоро пойдёт дождик и надо постараться успеть как можно дольше пройтись сегодняшним маршрутом без дождя. В 9 утра все приготовились к выходу (я оказался готовым последним) и выдвинулись цепочкой в направлении горы Армовка. Мне вручили рацию и велели быть замыкающим (впрочем, это оговаривалось ещё перед выездом из дома). Деревья и кустарники вскоре совсем исчезли - мы передвигались по высокой пожухшей тропе. И хотя было пасмурно, вокруг открывались виды на большое расстояние. На севере хорошо были различимы так называемые Красные скалы на левом берегу реки Уруштен. Вскоре открылся вид на далёкий посёлок Никитино, в долине Малой Лабы. Вершину Армовка мы медленно обходили траверсом с севера. Примерно в 10 часов начался дождик - холодный осенний. При движении, в принципе, было не холодно. Но как только группа останавливалась на очередной привал - мокрое тело тут же замерзало. Встретилась первая на нашем пути брусника и черника. Многие с удовольствием останавливались порвать ягоды, особенно девушки. Руководитель всех подгонял. А я в очередной раз сообщал по рации причину задержки некоторых участников группы - "черникоопасные места", и молча ждал, пока все накушаются (ну и сам в это время что-то рвал). В 10:50 мы прошли довольно приметный перевал - между Снеговалкой и отм. 2336,0 м. Кто-то из группы даже успел сбегать на эту отметку, пока я, замыкающий, вышел на перевал. И вот, за этим перевалом мы впервые услышали олений гон. Где-то далеко-далеко кто-то орал. Я сначала думал, что мне кажется. Вскоре рёв стал отчётливее и все увидели, как по хребту бежит благородный олень в окружении самок. А сзади, держась поодаль бегут другие самцы с огромными рогами и неистово орут. Увидеть такого оленя в естественной среде обитания - получить море впечатлений.
     Мы двигались дальше. Надо сказать, что путь здесь совсем не трудный - по траве идёт отчётливая тропинка, без сильных подъёмов и спусков. Можно сказать, что идёшь как по полю. Скоро нашемы взору открылся хребет Скирда - отсюда вершина хребта представлялась как огромное поле. Лишь на северо-востоке это поле ограничивали крутые высокие скалы. Около 12 часов мы наконец вышли на перевал Трю, так сказать, лугового типа. Отсюда открылся красивый вид на гору Джуга. На перевале Трю устроили обед. Девушка, в компании с которой я шёл, приготовила бутерброды - было так приятно и так вкусно (а то, обычно, приходится всё готовить самому - пока приготовишь этот бутерброд, он уже и не кажется таким вкусным). После небольшого обеда мы двинулись дальше. В 13:10 подошли к обрыву в сторону Мастаканских полян. Здесь стоял монумент (в память воинам, защищавшим перевал Мастакан и Алоус во время Второй Мировой) и открывался красивый вид в сторону ледника Челипси. Полюбовавшись видами, мы начали спуск на Мастаканские поляны - сквозь красивый сосновый и пихтовый лес. В 14:20 мы увидели строящийся домик на краю полян. Здесь работали два егеря, неподалёку паслась лошадь. Дождь усилился и некоторые попросились в домик под крышу. Передохнув, примерно в 3 часа дня мы двинулись дальше. Пересекли Мастаканские поляны и попали на тропу сквозь пихтовый лес. В 16:15 мы вышли на перевал Алоус. Здесь же, неподалёку, под пихтами, решено было разбить лагерь. Поставили палатки, развели костёр. Время уже было 17:40. Воды поблизости не было, поэтому несколько человек из группы взяли бутылки и отправились на поиски воды. Часа через полтора ребята вернулись с водой. Рассказывали, что встретились лицом к лицу с зубром. Дождик продолжал накрапывать, даже через высоченные пихты. Руководитель очень удачно объединил нас в продуктовые группы - я с девушкой попал в группу к семейной паре. Готовкой занимались они. Еда была очень вкусной и вообще, в плане готовки этот поход для меня был просто наслаждением (и почему-то я ел больше, чем обычно). После вкусного ужина все разошлись по палаткам. Всю ночь неистово ревели олени по округе. А один из них подошёл так близко к палаткам, что кроме того что все были разбужены его рёвом, так ещё и чёткий стук копыт - ощущения непередаваемые.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Ночью, ближе к утру, по палатке начал барабанить мелкий дождь. Лагерь просыпался постепенно, общей команды "подъём" не было. Кто-то не побоялся моросящего дождика и принялся готовить завтрак, даже поддержали почти потухший за ночь костер. Я догадывался, что Юрий может принять решение устроить сегодня днёвку (т.е. никуда не ходить под дождём). Снаружи палатки были слышны обсуждения участников группы - некоторые хотели передвигаться далее под дождём, но большинство всё же были за днёвку. Я же не принимал участия в этом споре, приятно общался в палатке со своей спутницей и мне совсем не хотелось вылезать даже на завтрак под дождь. Ближе к полудню дверь в нашу палатку распахнул руководитель группы. Поинтересовался, как у нас дела и сообщил, что сегодня объявляется днёвка. Я был рад этому его решению - очень не люблю ходить по горам под дождём. Мы собрали пакет с едой на сегодняшний обед и отправились к нашей компании по еде - семейной паре, которые уже кипятили воду (благо, с утра нашлись отважные ребята, которые под дождиком сходили опять за водой для всех). После обеда дождик перестал и начала активно формироваться группа на поиски грибов. Я с девушкой решили вступить в эту группу грибников. И вот, мы впятером отправляемся на поиски грибов. Время было около 2 часов дня. Пересекаем перевал Алоус в направлении горы Ятыргварта, заходим в пихтовый лес. Я шёл среди последних и тщательно старался отыскать грибы. Их не было. Первый из наших прибавил ходу и полез вверх по склону. Стало понятно - никому не нужны эти грибы (тем более, что их нет), а хочется всем просто увидеть красивые виды. Поэтому вся наша группа начала подниматься вверх по хребту Малые Балканы. Шли не торопясь, отдыхаючи. Встретили тура самца с огромными рогами. Он долго и удивлённо смотрел на нас издалека. Вокруг шныряли благородные олени, был слышен их рёв. Облака временами расходилось и открывался вид на озеро Ачипста и перевал Челипси. Около 4 часов вечера мы залезли на высоту примерно 2500 м на хребет Малые Балканы. Оттуда казалось, что вершина горы Ятыргварта совсем близко (по карте потом выяснилось, что до неё на самом деле было ещё далеко). Около 5 часов вечера мы начали спуск в обратном направлении. Тут был небольшой конфликт. Дело в том, что Юрий (руководитель) в сопровождении ещё двух человек начал подъём на хр. Мал. Балканы и наша группа попала в зону его видимости. Он передал по рации, чтобы мы выходили на него и вместе пойдём в лагерь, т.к. скоро стемнеет и чтобы не пришлось потом кого-то искать. Участники же нашей грибной компании захотели спускаться через Мастаканские поляны и не послушались руководителя. В конечном итоге всё обошлось - все благополучно спустились в лагерь, Юрий провёл нравоучительную беседу, как следует себя вести в походе и что необходимо выполнять команды руководителя для общей безопасности. Все всё поняли и далее на маршруте уже никто не отделялся от основной группы. Вечером все дружно и долго сидели у костра, общались после ужина. Потом разошлись спать.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Проснулись все довольно рано - видимо, устали отдыхать вчера на днёвке и хотели в путь. Погода с утра была замечательная - дождя как не бывало, небо ясное, поднималось утреннее солнце. Руководитель всех поторапливал, завтракали в спешке (может только я, т.к. подошёл на завтрак одним из последних). К сожалению, в очередной раз вся группа ожидала, пока я уложу свой рюкзак. С этого момента все подшучивали далее на протяжении маршрута надо мной, что такой я копуша. Девушку, в команде с которой шёл, смущало то, что вся группа делает мне замечания (по поводу того, что долго собираюсь) и она каждый раз говорила, что мне следует начинать собираться раньше всех. Ну вот, наконец и я собрался и вся группа выдвинулась в путь через перевал Алоус в сторону горы Алоус. Время было 8:30. На сегодня Юрий планировал максимальный переход - чтобы как можно большее расстояние пройти, пока такая замечательная погода. После перевала Алоус тропа заходит в зону леса, затем снова поднимается на альпику. По мере того, как мы поднимались по направлению к вершине Алоус, вокруг открывались красивые виды на г. Ятыргварта, г. Джуга, г. Бамбак, г. Чёртовы Ворота. Вскоре под ногами появились целые лужайки брусники. В 11:15 перед нами открылся вид на озеро Алоус. Все побросали рюкзаки на тропе и направились к озеру. Здесь же, чуть дальше озера кто-то заметил небольшое стадо зубров. Сразу организовалась небольшая команда, желающая подойти как можно ближе к зубрам и сфотографировать их. Эти ребята аккуратно но быстро, стараясь быть незамеченными, отправились в сторону животных. Я же неторопясь достал из рюкзака обеденный перекус и начал спускаться к озеру (так уж получилось, что пока мы лезли по гребню в сторону горы Алоус, мы забрались немного выше озера. И поэтому сейчас надо было спуститься). Вода в озере чистая, прозрачная. Я решился окунуться в озеро. Пока из-за облаков светило солнце, вода не казалась очень уж холодной. У озера был общий обеденный перекус. Примерно в 12:30 мы начали удаляться от озера Алоус, снова поднимаясь на гору Алоус. Когда до вершины оставалось уже относительно немного, нас накрыла густая облачность. Я уже начал думать, что незачем идти на вершину - ведь все равно ничего не видно будет в этом облачном "молоке". Но руководитель наш сказал, что к тригопункту подойдём в любом случае. И вот, именно в тот момент, когда мы наконец поднялись к тригопункту, облачность начала рассеиваться. Это было в 14:50. Открывались настолько потрясающие виды, что просто дух захватывало. На облаках, расположенных ниже нас, вокруг наших теней образовался сказочный нимб из радуги. Открылся вид на озеро Ходжибий на западе от вершины Алоус. Облака вокруг нас устраивали самый настоящий танец. Причём картина вокруг менялась очень быстро. Постепенно облака исчезали и вид вокруг нас простирался всё на болшее расстояние. В общем, виды и ощущения на вершине Алоус, остались самыми приятными моими воспоминаниями о природе из всего похода. В очередной раз я отметил для себя, что больше всего мне нравится находиться на вершинах. В 15:20 мы покинули вершину Алоус и направились на юг по хребту Алоус. К этому времени я уже подустал и, честно признаться, крутой подъём в сторону отм. 2982,3 м преодолевал с большим трудом. Наконец, в 16:45 мы увидели озеро чуть восточнее этой отметки, на котором и было решено ночевать. Постепенно вся команда спустилась к этому небольшому озеру. Хороших мест для палатки возле озера не было. Поэтому часть группы, включая нас, поставили палатку чуть выше озера, на пологом участке склона, предварительно выковыряв мешающие камни из под палатки. Вечером было очень холодно. Ночью был мороз. Но мы в палатках не замерзли.