гора Алоус

р. Мал. Лаба - пер. Аишха - п. Красная Поляна

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Проснулись мы очень рано. Наверное, по будильнику. В 6:30 утра я уже вылез из палатки и увидел зарево на востоке. В кружках застыл лёд, было холодно. Но небо ясное, погода замечательная. Телу очень хотелось, чтобы солнышко побыстрее поднялось над хребтом Кочерга - ведь всем известно, что как только солнце начинает светить на склоны, моментально становится жарко. Ну а пока, замерзающими руками все принялись за готовку завтрака. Моя спутница всё держала на контроле, как бы я опять не оказался последним по сбору рюкзака и поэтому поторапливала меня. Насколько я помню, в то утро я был всё же предпоследним (ну, или наравне с последним :) ). Наш руководитель уже ожидал всех у озера ночёвки - занимался своим любимым делом - фото и видеосъёмкой эксклюзивного материала в горах Кавказа. Одним словом, делал "эксклюзивчик", в очередной раз говоря: "так... выход из лагеря. Встали друг за другом... пошли!" Группа послушно участвовала в съёмках очередного фильма про горы. Юрий принял решение сводить всех на соседнее озеро в виде сердца. Так как это озеро было немного в стороне от нашего маршрута, мы побросали рюкзаки и отправились туда налегке. К этому сердечному озеру мы подошли в 8:40. Оно гораздо больше чем наше озеро ночёвки. Озеро красивое, как и все другие. Но я, признаться откровенно, особенного трепета перед горными озёрами не испытываю (хотя, как сказать...). Вода чистая, прозрачная. Если смотреть на это озеро с запада сверху, то оно по форме напоминает сердце (ну, которое рисуют ещё бывает со стрелой Амура). Я с девушкой просто обошли озеро вокруг, неторопясь, присаживаясь на склонах хребта. Лично я просто любовался видами. Но некоторые участники похода бегали туда-сюда, залезали на скалы вокруг озера - видимо, в поисках удачного кадра. В общем, в 9:30 мы вернулись к своим рюкзакам и руководитель повёл всех на спуск с хребта Алоус в долину реки Ачипста. Шли по турьим тропкам, в одном месте получался как бы перевал отрога хребта Алоус и было довольно опасно. Сразу за этим перевальчиком нам открылся великолепный вид на озеро Ачипста. Это было в 11:10. Далее был очень крутой травяной склон. Некоторые даже падали и опасно проезжали по склону метров пять. Идти было утомительно, из-за того что при каждом шаге надо было ювелирно точно ставить ногу, дабы не поскользнуться. Но на всём протяжении спуска по траве, внизу перед нами красовалось озеро Ачипста. Оно было таких невероятных цветов (в зависимости от цвета неба над ним), что только один взгляд на озеро возвращал силы, осторожность и стремление как можно быстрее подойти к этому чуду природы. В 13:20 мы спустились в ущелье реки Ачипста. Правда, именно в этом месте где мы спустились, река текла где-то внизу под землёй. Мы направились вверх по сухой балке к озеру Ачипста. В 14:20 мы подошли к озеру. По-моему, в озере Ачипста искупались все участники группы - никто не устоял. В поисках самых удобных мест под палатку наша группа разбилась на два основных стана - южнее озера (там, где река Ачипста впадает в озеро) и севернее (сторона, откуда мы поднялись к озеру). Я же со спутницей был и там и там - т.к. палатка наша была в северном стане, а наши повара (в очередной раз хочу подчеркнуть, что так вкусно и сытно, как в этом походе с ними, я ещё никогда не питался) находились в южном. В общем, каждый выбрал удобное место под палатку, неторопясь раскладывали свои пожитки, любовались природой и готовились к ужину. Именно в этот ужин выяснилось, что еды нам не хватит. В основном так случилось из-за днёвки. Но Юрий всех успокоил, сказав, что в домике на реке Чистой (наша заключительная ночёвка) будут нас ждать съестные припасы. Всё же за ужином многие уже старались экономить. Долго сидели у костра, пили чаи из собранных здесь же трав, рассказывали увлекательные истории, наслаждались природой. Потом пошли спать.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

В этот день у нас не было задачи просыпаться рано. Юрий ещё с вечера предупредил, что переход будет небольшой, что до следующего места ночёвки нам в любом случае идти не дольше чем полдня. Поэтому выход был запланирован примерно в обед (я, признаться, догадываюсь, почему Юрий не хотел выходить рано - он надеялся на хорошую погоду с утра и хотел заснять "эксклюзивчик" - озеро Ачипста, жемчужина заповедника. Ведь не каждый день проходишь мимо этого замечательного местечка). Но погода нас с утра не побаловала - было ветренно и пасмурно. Я вылез из палатки около 10 утра. С перевала Челипси дул довольно сильный ветер. На озере появилась рябь. Юрий где-то лазил по окрестным склонам с видеокамерой. Мы с девушкой взяли свою посуду и пошли на другой берег озера - к нашим "походным поварам". Кипяток уже был готов, когда мы подошли. Утренняя овсянка, под приятную беседу, мытьё посуды в реке Ачипста - и мы возвращаемся обратно на свой берег. Юрий командует сборы. В этот момент случилась интересная картина - в стане "поваров" сильным порывом ветра вырвало с земли палатку. И она начала куборем катиться в сторону озера, подгоняемая ветром. А за этой палаткой, на ходу сбрасывая с себя штаны, бежал парень. Палатка притормозила лишь когда закатилась полностью в озеро и начала тонуть. Нам было видно с противоположного берега озера, как парень сплавал и вытащил палатку сушиться. Всё обошлось - в палатке никаких вещей к тому моменту не было. Погода была пасмурная и настроение в группе было слегка подавленное. Примерно в 12:30 мы все собрались и начали движение вверх по реке Ачипста. Мелкий дождик временами стучал по нашим рюкзакам. Все шли неторопясь, без особых напрягов - потому что помнили, что переход сегодня небольшой (как объяснил нам руководитель - переходить перевал Челипси - это довольно сложно и опасно на сегодня. А вот подойти под перевал - недалеко. Т.е. мы могли остановиться либо до, либо после перевала. Выбрали "до"). Около двух часов дня мы подошли к месту, где начинался крутой скалистый подъём в сторону перевала Челипси, с красивым водопадом. С этого места скорость группы сильно упала и начался физически тяжёлый подъём. В 14:30 мы были на уровне высокого красивого водопада. Выше по склону начала попадаться черника и брусника - многие участники группы не просто стали отставать, а засели там. Отсюда до места ночёвки оставалось уже немного. Я один из первых поднялся на обзорную точку. К сожалению, сейчас, осенью озёра здесь были не такими красивыми, как в одном из моих предыдущих летних походов сюда. Большое озеро (где летом лежал лёд), было почему-то светлым и мутным, почти как молоко. А другое, которое было голубым летом, сейчас представляло собой лишь небольшую лужу. Здесь, наверху у этих озёр было значительно холоднее, чем у озера Ачипста. Мы спустились с пригорка к мутному озеру примерно в 15:30 и начали подыскивать удобное место под палатку. Все кто подходил из группы также сразу ставили палатки и залезали внутрь. Погода портилась, ветер усиливался. Я поставил растяжки от ветра вокруг палатки. Ближе к вечеру начали сверкать молнии и откуда-то издалека доносились раскаты грома. Сильный дождик забарабанил по палатке. Холодало. А мы ложились спать.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Ночь была ужасная - ветер трепыхал палатку, натягивая штормовые отяжки, дождь барабанил по тенту. Сквозь сон было как-то страшно в связи с тем, что казалось будто озеро поднимется из-за дождя и нас захлестнёт водой - ведь мы поставили палатку на его берегу. Было настолько боязно, что уровень воды может подняться, что аж хотелось выйти ночью из палатки, чтобы посмотреть, где теперь уровень воды. Но холод и дождь всё же брали верх и я продолжал лежать в спальнике, хоть страх и не покидал сознание. Ближе к утру дробь дождика по палатке стихла и теперь лишь изредка раздавались шорохи по тенту. Я догадался, что дождь перешёл в снег. Пробудились мы не особо рано, где-то около 8 часов я наконец вылез из палатки. Наши повара в бригаде уже приготовили завтрак и звали меня. Я подошёл к их палатке со своей миской и ужаснулся - внутри в палатке уних было примерно 3 сантиметровый слой холодной воды, а снаружи при этом падал снег. Они попросили у меня миску, чтобы повычёрпывать воду из палатки. Потом я получил две порции кипятка для каши на свою палатку. При этом увидел, что одноместную палатку с парнем из нашей группы ночью завалило ветром и этот парень сейчас под снегом разбирал свои полностью мокрые вещи. Руководитель дал команду готовиться к выходу. Под мокрым снегом было очень неприятно собирать лагерь. Около 10 утра все наконец собрались и начали потихоньку подниматься вдоль ледника Челипси на перевал. Снег был свежий но неглубокий. Над окружающими вершинами активно клубились тучи - то полностью застилая всё вокруг, то открывая вид на озеро Ачипста. Примерно в 12 часов мы подошли к такому месту, где слева от нас показались скалы. Группа обсуждала, как далее идти - было два варианта - или залезать на перевал по скальным уступам, либо идти вверх по наиболее пологому участку. Разница была в том, что по скальным уступам отметка перевала получалась значительно ниже, а если идти по более пологому гребню - то приходится забираться значительно выше перевала, на высоту ок. 3030м. Решено было сначала попробовать преодолеть перевал по скальным уступам. Дул сильный ветер со снегом, Юрий и ещё один парень отправились вдвоём на разведку - насколько трудный путь к перевалу по скалам. Примерно к часу дня они вернулись - сказали, что на перевал практически вылезли, но мы туда не пойдём, т.к. сейчас там очень опасно. Все пошли по более пологому участку наверх, в направлении вершины 3037,7м. В 13:30 мы приблизились к гребню. Здесь ветер был невероятной силы. Один опытный участник приготовил репшнур для поддержки при взбирании на скальный уступ. Все поочереди преодолевали этот уступ. На самом гребне находиться было просто невозможно, все кто забирался на уступ и попадал на гребень, сразу же шли на юг, стараясь как можно быстрее перевалить за гребень. Следы практически сразу заметало, никто из учатников даже не мог дождаться друг друга. Я с девушкой практически полз замыкающим, крепко держа её за руку. Мимо нас пронеслась сначала чья-то дождевая накидка на рюкзак, а затем чья-то сидушка - видимо, сорвало с рюкзака у кого-то из впереди идущх. Мы с девушкой отставали от основной группы. При особо сильных порывах ветра мы приседали на корточки и всё время держались за руку. Для меня было самым важным не потерять из виду, в каком направлении ушла группа. Колкий снег практически не позволял смотреть, приходилось смотреть вперёд лишь урывками. Всё это происходило быстро - между порывами ветра группа чуть ли не прыжками пыталась как можно быстрее преодолеть перевал. Как только мы перешли на южную сторону гребня, ветер сразу же стих. Лицо просто пылало, исколотое кусочками льда. Все отдышались и стали радостно спускаться вниз, в сторону реки Чистой, с каждым шагом снега становилось всё меньше и тело всё более отогревалось после такого ужасного перевала. В 15:30 мы спустились к небольшому озеру. Снега вокруг уже не было, погода здесь была значительно лучше. Открывались красивые виды на вершины Псеашха Северная, Скалистая, Цахвоа, пик Игольчатый. Юрий остался снимать эксклюзивное видео, а большая часть группы пошла со мной к домику на реке Чистой, т.к. я был здесь ранее и знал, где домик. Еда практически у всех к этому времени закончилась и участники группы очень рассчитывали найти что-то съедобное в домике на ужин. Около 5 вечера мы наконец подошли к домику. Каждый нашёл тут что-то для себя на ужин - в основном это были рис и макароны. Все были очень довольны. Часть группы разместилась в домике, остальные, включая нашу пару, в палатках вокруг домика. Вечером дружно пили чай с шиповником, собранным неподалёку. Погода была вполне нормальная.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Просыпались все потихоньку, никто никуда не торопился. Я сходил к реке за водой на общий завтрак, в домике было общее место для завтраков. Все доедали то последнее съедобное, что завалялось по рюкзакам. Погода была немного пасмурная, но дождя пока что не было. Примерно в 10 часов все наконец сложили свои рюкзаки и стали спускаться вниз по лесу к месту слияния реки Чистой и Мал. Лабы. Спуск проходил по красивому пихтовому лесу, по хорошей тропе. Реку Чистую переходили по поваленному дереву. Признаюсь, мне было страшновато - казалось что очень легко можно соскользнуть в холодную реку. Как только перешли реку Чистую - направились вверх по реке Мал. Лаба - время было 10:45. Вот здесь-то и начал срываться мелкий дождик. Все подоставали накидки от дождя. Вершины соседних гор были спрятаны в тучках. Нашему взору особенно запомнились впечатлительные скалистые склоны пика Игольчатого (остававшиеся справа от нас). Группа растянулась, шла молча - пасмурная погода с дождиком оказывала несколько угнетающее действие. И лично мне, никак не хотелось возвращаться в город. Всё время крутились в голове обрывки фраз из песни "В суету городов, и в потоки машин...". В таком состоянии мы прошли реку Мутную, которая шумела где-то внизу между камней под ногами. Повстречали двух каких-то отважных велосипедистов, которые тащили по огромным камням свои велосипеды с пер. Аишха вниз в направлении посёлка Псебай. Среди мокрых листиков низкого кустарника мы находили и срывали по пути чернику. Временами тучки расходились и, оглядываясь назад, мы могли видеть хребет Челипси, по которому спускались накануне. Около часа дня я с девушкой подошли под перевал Аишха с северной его стороны. Часть группы к этому моменту ушли далеко вперёд, а часть группы была ещё далеко позади. Мы дождались супругов, наших поваров и вместе с ними начали тяжёлый крутой подъём к перевалу. Тропа там хорошая, серпантином взбирается по склону. Дождик продолжал моросить. На перевал мы вышли ближе к 14 часам. И о чудо! - здесь на перевале и далее на юг светило солнышко. Мы прозябли и замерзли от дождика к этому времени и теперь наслаждались лучами солнца. Дождавшись здесь всех участников группы, мы начали спуск в Красную Поляну с перевала в 14:30. Выйдя на гравийную дорогу чуть ниже домика заповедника, мы расположились ждать заказанные УАЗы. В 16:40 подъехали машины. Все погрузились с вещами и начали скатываться вниз, подпрыгивая на особо крупных камнях. Перед выездом из леса прошли контроль у пограничников и уже по темному залезли в рейсовый автобус в направлении Сочи. В Красной Поляне была ужасная пробка и от этого ещё больше не хотелось возвращаться обратно к городской суете.
     Поход выдался замечательный!

карта поход Алоус
Маршрут похода на топографической карте

красная линия - запись трека на местности (огромное спасибо Юрию за трек)