хребет Бзыч

с. Солохаул - р. Бзыч - хр. Бзыч - г. Бзыч - г. Большая Чура -
хр. Амуко - г. Амуко - г. Сахарная - хр. Прохладный - с. Ореховка

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Я вылез из палатки примерно в 8 утра. Погода снова баловала - яркое утреннее солнце весело блестело на снегу между деревьями. В этот раз отправился за водой на завтрак я - на северном склоне хребта, среди обширных снегов имелась проталина с чистой водой. Но, честно говоря, самочувствие моё в это утро было плохое - то ли от физической нагрузки, то ли ещё от чего-то, но ещё до завтрака у меня пошла кровь из носа. Запрокинул голову, она запеклась (свернулась), но неприятное осознавание того, что возможно, подобные походы - это издевательство над организмом и здоровьем - ещё долго не давало мне покоя. Чувствовалась какая-то слабость. Без особого аппетита я позавтракал. Затем вместе сложили палатки, приготовились к выходу. В 10 утра мы отправились в сегодняшний путь. Я не переставал изумляться - насколько длинный хребет Бзыч. Это был уже 4-ый день похода, а мы всё так же как и в первый день, всё шли по одному и тому же хребту. Практически сразу же от лагеря начался затяжной подъём. Вскоре все талые места, где была видна земля, исчезли. Вокруг белым толстым ковром стелился снег, лишь глубокие воронки у деревьев являлись "дырками" в этом снежном ковре. По мере подъёма открылся вид на Главный кавказский хребет, на участке от г. Фишт до г. Большая Чура. Теперь Фишт значительно изменил свои очертания и отсюда смотрелся гораздо более узкой скалой. Появился в зоне видимости второй представитель Фишт-Оштеновского массива - гора Оштен. В 11:15 мы подошли к тому месту, где обозначено первое озеро на нашем пути к Большой Чуре (чуть восточнее отм. 1731,3м). Как и ожидалось - оба озера были под снегом, мы обошли их стороной. В этих местах на снегу по пути мы встречали множество медвежьих следов. В 13:30 мы вышли на отм. 1975,5м. Отсюда я набрал телефон Юры Б. Трубку подняла его жена в городе, сказала, что с собой он взял другой номер, сказала, что знает что я тоже в горах и сказала, что Юрий звонил час назад с вершины Большой Чуры. А вершина сейчас казалась нам уже такой близкой. И всё же, стало понятно, что с Юрой Б. мы уже не пересечёмся - ведь он идёт от Большой Чуры на восток, а мы планируем на запад. Солнце отражалось от снега и казалось ужасно ярким. Тени нигде не было в округе. Мы топали по снегу. Вскоре начался довольно острый снежный гребешок - пошёл взлёт на Большую Чуру. В 14:45 мы наткнулись на неожиданное препятствие - скальная ступенька на гребне, высотой метров 5. Аккуратно спустили рюкзаки на верёвке и преодолели эту ступеньку налегке, но времени здесь потратили много - больше получаса. Лишь в 15:45 мы вышли на заключительный штурмовой участок. Побросали рюкзаки в рододендрон и налегке с шоколадкой направились на штурм. Подъём вполне простой. В 16:05 мы на вершине горы Большая Чура. Я трогаю своими руками тригопункт - как давно я мечтал об этом моменте. Погода замечательная, хорошо видно далеко вокруг. Замечаю, как вдали два человека из группы Юрия Б. обходят восточные гребни Большой Чуры. Открываем бутылку с запиской под тригопунктом и выясняем, что Юрий Б. был здесь в 11:26 утра. А двумя днями ранее здесь была группа Сергея-Птичкина. Мы долго наслаждались прекрасными видами - нашему взгляды представлялись такие вершины как: г. Чугуш, г. Ачишхо, г. Амуко, хр. Аибга, г. Атамажи, г. Малая Чура, г. Фишт г. Оштен, хр. Иегош и многие другие. Затем мы с удовольствием съели вкусную шоколадку и начали спуск обратно к рюкзакам. Траверсом протопали склон Большой Чуры и таким образом, фактически перешли с хребта Бзыч на хребет Амуко. Время было 5:30 вечера. Мы подустали и хотели расположить лагерь немного не доходя до отм. 2023,2м. Но седловинка там неровная (сильный уклон), поднимался сильный ветер, холодало и мы решили спускаться вниз на более удобное место на хребте Амуко. Мы шли по следам четырёх пар человеческих ног - это группа Сергея-Птичкина (2-ве пары ног) прошла здесь два дня назад с востока на запад и группа Юрия Б. (ещё 2-ве пары ног) прошла сегодня утром с запада на восток. Теперь шли мы. Вскоре наступили опасные трудности - там, где хребет Амуко врезается в Большую Чуру есть скала. Эта скала либо облазиется с юга, либо в лоб. Я помнил про эту скалу из предыдущего похода, но сейчас она казалась мне опаснее. Следы указывали на то, что одна двойка перед нами обошла скалу через юг, а другая лезла в лоб, по скале. Мы решили обойти её с юга. Там очень опасно - небольшая осыпная ступень, кусочек кустарника и далее опять обрыв, а ещё сверху могут сорваться камни. В общем, с трудом обошли мы этот каменный зуб. Потом был сложный спуск по крутому кулуару - снег уже прихватился к вечеру, подмерз и нога скользила по нему, не втыкаясь. В 8:20 вечера мы наконец слезли на пологие участки хребта Амуко и уже по темноте нашли более-менее удобное место под палатку, без снега.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Проснулись мы поздно - скорее всего из-за того, что накануне был довольно долгий переход и мы устали. Погода снова баловала - светило приятное поутру солнце. Неторопясь позавтракали (топили снег), развели небольшой костёр и сожгли в нём весь мусор, который горит. Напихали в пластиковые бутылки снега, чтобы была вода с собой на пути. И около 12 часов выдвинулись в путь, вниз по хребту Амуко в направлении на запад. Поначалу было легко - пологий широкий склон между высокими буками. Но вскоре появился низкий густой пихтарник. Хребет стал широким, ориентироваться стало сложнее, густой пихтарник цеплял за рюкзак нижними ветками. Ушли немного южнее направления хребта. Потом поправились по навигатору и снова вышли на хребет Амуко. Снег исчез, мы спустились в нижнюю точку хребта Амуко. Встречались участки труднопроходимого кустарника - это было в час дня. А в 2 часа дня мы сделали продолжительный привал в районе истоков реки Монашка 2-я. И хоть и было слышно, как речка шумит где-то рядом, за водой не полезли, решили продолжать пить топлёный снег. После этого привала начался затяжной подъём, причём по кустам, причём "против шерсти". Было тяжко. Около трёх часов дня наконец кустарник закончился, под ногами снова лежал снег. Мы устроили обеденный перекус. В 16:30 проходили достаточно опасный кулуар на северную сторону с хребта Амуко. Там острый гребень с густым кустарником. По кучерям продираться не хотелось, поэтому шли траверсом по снежному кулуару. Наконец преодолели этот опасный участок и в 6 вечера вылезли на отм. 1829,9 м на хребте Амуко. Здесь хорошая обзорная точка. Поскидывали рюкзаки и долго любовались красивыми видами. Перед нами возвышалась гора Амуко. Появилась сотовая связь, отзвонились родным. Хорошо просматривался длиннющий хребет Бзыч - весь наш путь первых четырёх дней похода. Потом неторопясь мы направились далее в сторону горы Амуко. Прям перед самым взлётом на вершину Амуко есть пологие полянки. Правда, сейчас они были под снегом. Здесь мы и решили сделать ночёвку. Запомнилось, что вечером выпили много чая, заваренного на собранной по пути растительности (трава, черника). И почему-то было холодно спать ночью - ранее я спал и на снегу и на льду и при минусовых температурах - так холодно не было, коврик и спальник спасали от холода. А тут - прям, продрог. Скорее всего то, что холод пробирал снизу, как-то связано с тем, что за бортом палатки было тепло и снег активно таял - вода лучше проводит холод от снега к телу. Наверное, так. К утру снег растаял под нами и вокруг примерно на 10 см - колышки палатки, воткнутые вечером в снег полностью выпали из растаявшего снега и просто болтались на ветру.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Просыпаться рано смысла не было - мы не торопились выходить в город в этот же день (хотя, это было в принципе возможно). Дождались солнца, согрелись, приготовили завтрак. Около 10 утра выдвинулись в путь. Перед нами возвышалась вершина горы Амуко. Я бывал в этих местах ранее, но ходил в другом направлении - с вершины Амуко спускался на наш пупырь ночёвки, и поэтому знал, что впереди нас ожидает обвал, высотой метра 4. Мы подошли к этому месту и приняли решение обходить этот обвал с севера, по крутому травянистому склону. Там было немного страшновато, т. к. ниже, в сторону реки Бзыч идёт крутой склон без деревьев. Но наконец мы обошли этот неприятный обвал и вылезли на предвершинный гребень. Здесь уже растёт кустарник и передвигаться не так опасно. Спугнули стадо серн с вершины Амуко. И наконец, около 12 часов пополудни мы подошли к тригопункту на вершине. Погода была ясная, отсюда открывались красивые виды. Был виден весь хребет Бзыч, который мы проходили в течении четырёх дней. На вершине мы пробыли не менее получаса и начали спуск в сторону Малого Амуко. Спугнули медведя - он увидел нас и побежал по снегу, лежащему к западу от перемычки между Амуко и Малым Амуко. Очень обрадовались, что наконец-то повстречали медведя. При подходе уже к седловинке между Амуко и Малым Амуко у нас появились трудности. Каким-то образом мы очутились на неудобном скальном уступе. Пока спускали рюкзаки на верёвке и слезали сами - потеряли не менее часа. Наконец, в 15:30 вылезли на вершину Малого Амуко. Здесь нам повстречался довольно юный турист-одиночка, расположивший свою палатку на самой макушке Малого Амуко. Он сидел и смотрел, как в кружку медленно капает вода со снежной глыбы. Видимо, готовил запасы воды пока светило солнце. Мы пожелали ему удачи и пошли дальше - на Тропу Отважных. У нас к этому времени тоже закончилась вода. Доставать горелку и топить снег не хотелось, поэтому мы просто запихали снег в бутылки и ждали, пока он сам потает в пути. На Тропе Отважных снег потаял и нам пришлось полностью испытать на себе, почему же тропа эта именно "отважных" - упругие жёсткие ветки невысоких кустарников очень препятствовали нашему передвижению. На этой троппе я бывал неоднократно ранее, в разное время года. Лучше всего этот участок между горой Малый Амуко и горой Сахарная проходится, когда лежит снег - ветки примяты и идётся вполне комфортно. В общем, проходили мы Тропу Отважных около 5 часов и лишь в 8:20 вечера, уже на закате, вылезли на вершину горы Сахарной. Здесь мы также встретили туриста-одиночку-фотографа. Долго оставаться на вершине не стали, так как приближались сумерки, а нам надо было ещё спуститься на 500 м по высоте до родника, чтобы встать на ночёвку. Около родника было много палаток, шумные туристы весело встречали майские праздники. Мы набрали воды, ушли подальше от палаток и разбили свой небольшой лагерь. Было уже около 11 часов ночи. Поужинали и улеглись спать.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

На седьмой день у нас сели аккумуляторы в фотоаппарате. Но и рассказывать про этот день особо нечего. Погода была хорошая, мы неспеша готовили завтрак. Лишь в обед направились в сторону города по хребту Прохладный. Ипримерно через 3 часа спустились к реке Агва, где искупались перед выходом в город. А часов в 5 вечера мы уже пришли домой.
     Поход был невероятно увлекательный. Особенно понравилась погода - ясные солнечные дни стояли на протяжении всего времени. Это редкость для похода во время майских праздников.

карта поход Бзыч
Маршрут похода на топографической карте

красная линия - запись трека на местности, жёлтая линия - теоретический трек перед выходом на маршрут