на главную страничку

джуга

п. Псебай - г. Сундуки - г. Агиге - г. Дзювя - г. Мал. Бамбак - г. Джуга

ПОДГОТОВКА

Как-то летом мне позвонил Юрий ( www.sochi-mountain.ru ) и сообщил, что ему удалось достать пропуск в заповедник в редкопосещаемые места, и предложил мне присоединиться к его команде. Маршрут представлял собой переход из посёлка Псебай в посёлок Красная Поляна через гору Джуга. Я давно мечтал совершить подобный переход через горы и с радостью попросил забронировать на меня местечко, написав заявление на отпуск на работе. Всего в походе участвовало 9 человек, из них шестеро выезжали из г. Сочи и три человека выезжали из г. Краснодара. Трое краснодарских ребят были из довольно известного и сильного мультиспортивного клуба "Радио Чегет" ( www.radio4.ru ) - пожалуй, это самый обширный интернет-ресурс о туристических переходах в районе Кавказского заповедника (представлены GPS-треки, описания, фото). Мне было приятно идти в столь сильной команде. Первую половину маршрута командование на себя взял руководитель краснодарцев, да и на сайте "Радио Чегет" этот поход фигурирует как организованный краснодарской командой. Насколько я понял - Юрий был ответственным за организацию заброски, получение пропусков в заповедник, регистрацию участников похода. Руководитель краснодарцев отвечал за разведку и прокладку пути до поляны Бурьянистой.
     Итак, вещи собраны, продукты подготовлены. В 22:30 звонит Юрий, говорит, чтобы я выходил из дома и встречал пассажирский Ford Transit. Уже было темно, транспорта мало. Я подошёл к машине - это была обычная сочинская маршрутка, номер у которой сняли. Водители - трое, выходцы из средней Азии (скорее всего Таджикистан). С рюкзаком я залез в маршрутку и далее мы поехали кружить по ночному Сочи собирать оставшихся. Примерно в 1 час ночи мы проехали через Мамайский перевал, выехав из Центрального района Сочи. Ночную горную дорогу я переносил плохо - в районе Головинки меня укачало. Некоторые из нас умудрились разместиться лёжа на сидениях и пытались уснуть. Мне поспать не удалось. На рассвете мы проехали г. Горячий Ключ и остановились чуть дальше этого населённого пункта, позавтракать в кафешке. Тут-то к нам и присоединились трое человек из Краснодара. Позавтракав, вместе мы продолжили свой путь в посёлок Псебай.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Примерно в 10:30 утра мы приехали в посёлок Псебай (в центр, к единственному в посёлке магазину "Магнит"). Вскоре подъехал заказанный заранее для нас грузовик ГАЗ-66. Затем мы прошли регистрацию в местном отделении МЧС и МВД (по дороге нашей заброски стоит шлагбаум - некая приграничная зона с Карачаево-Черкесией, вот мы и оформили необходимые документы для беспрепятственного преодоления этого КПП). Заброска на ГАЗ-66 была очень впечатлительная. Подъём очень крутой, дорога сложная. В некоторых местах диву даёшься - как этот чудо-вездеход запрыгивает на такие огромные камни. По пути встретили застрявшую машину Defender с московскими номерами. Люди сказали, что они пытаются добраться до Красных скал. Наш водитель на канате перетащил их через то место, где они застряли. Но, думаю, вряд ли им потом удалось взобраться на хребет - уж очень непростая дорога была дальше. С шутками-прибаутками мы выехали на гору Шапка, сделали остановку, осмотрелись. Затем проехали до горы Сундуки и высадились полностью. Поездка на ГАЗ-66 продолжалась 3,5 часа. Все были довольны, что водитель сумел нас завезти так далеко - это максимум, на что мы рассчитывали. Время было уже 3 часа дня. Погода резко портилась, небо затянулось тучами, изредка сверкали молнии. Мы надели рюкзаки и начали движение на запад по хребту Агиге. Я чувствовал себя плохо - видимо, сказывалась бессонная ночь. Мне лишь хотелось как можно быстрее дойти до запланированного балагана в лесу. Вскоре после начала нашего движения по хребту Агиге, начал срываться дождик. Все достали накидки от дождя. Двигаясь по хребту Агиге, мы обходили траверсом его вершины то справа, то слева. Видимость вдаль прояснялась лишь изредка среди нависших туч. Хребет Агиге для прохождения не сложный, с луговыми вершинами. Местами присутствуют скалистые обрывы, в которых ветер со временем "выдул" некие пещеры. Мы сошли с хребта Агиге, не доходя до горы Чёртовы Ворота. Участники из Краснодара уже бывали в этих местах ранее и вели группу к балагану на ночёвку. Примерно в 6 часов вечера мы свернули на юг с хребта Агиге и начали спускаться в лесную зону по отрогу хребта. Тропы здесь не наблюдалось. В пути мы пользовались GPS-навигатором. В 7 часов вечера мы вышли из леса на обширную поляну и начали искать балаган. Выяснилось, что в этой местности присутствуют два домика - один похуже (пониже, на открытой местности) и второй, получше (расположен чуть выше, на границе леса и лужайки). Надо сказать, что верхний домик очень приятный, хоть и небольшой, зато с развитой "инфраструктурой" - рядом имеется два крытых навеса, уборная, ручей, кострище, стойбище для лошадей. Я сильно хотел спать, поэтому как только пришли - я залез в домик и улёгся. Через пару часов я пошёл на ужин, после чего обратно лёг спать. В домике поместилось 6 человек. Трое ночевали снаружи.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

С утра светило солнце. Я хорошо выспался и самочувствие моё стало намного лучше, чем накануне. Постепенно вся группа проснулась и начала готовиться к завтраку. За завтраком оживлённо беседовали, все чувствовали себя хорошо. Затем все сложили свои вещи в рюкзаки, обсудили предстоящий на этот день маршрут и один за другим выдвинулись от балагана на маршрут. По поляне прошли возле второго (более старого) балагана. При переходе через заросший овраг, тропили себе путь среди высокой крапивы. Местами попадался опасный борщевик. Затем был участок леса. Среди сосен была маркированная тропа, двигаться несложно. Всё это время мы шли с постепенным набором высоты от балагана. Когда вылезли на луговую седловину, тропа закончилась и мы стали двигаться в направлении горы Дзювя по высокой траве. Местами проходили через небольшие лесные участки. При подъёме на гору Дзювя, открылся красивый вид на гору Чёртовы Ворота. Но, к сожалению, начал срываться дождик. Тучи то набегали, то удалялись. На вершину горы Дзювя мы не заходили. С виду это луговая вершина, очень пологая. Примерно при переходе от горы Дзювя на хребет Солонцовый, мы увидели первых на нашем пути зубров. Они паслись довольно далеко от нас на склонах хребта Солонцовый. Когда перед нами открылся вид на гору Малый Бамбак, мы решили сделать обеденный привал. Пара человек из нашей группы решили отправиться в сторону зубров, чтобы сфотографировать их поближе. Как они рассказали позже - подойти к стаду удалось довольно близко. Когда один из ребят сфотографировал другого на фоне зубров со вспышкой, всё стадо бросилось бежать за своим вожаком. Пробежав некоторое расстояние, зубры остановились и принялись дальше щипать траву, как ни в чём не бывало.
     После обеденного перекуса основная часть группы выдвинулась в сторону горы Малый Бамбак под дождём. Наш путь лежал к Бамбакским озёрам. На карте отмечены три Бамбакских озера. Если смотреть по карте, то восточнее остальных расположено главное Бамбакское озеро (самое большое), посередине самое маленькое озеро (нижнее) и на западе - озеро Малый Бамбак. От Солонцового хребта мы подошли к озеру, которое на карте расположено посередине (между восточным и западным озёрами). Шёл холодный дождь. Когда отставшие подоспели, все принялись обсуждать, где встать лагерем на ночёвку. Пришли к мнению, что это (нижнее) озеро не особо красивое и направились к озеру Малый Бамбак. Спустя полчаса мы пришли на место. Конечно же, это озеро покрасивее, чем нижнее. Поставили палатки. Некоторые искупались в озере. Затем поужинали и улеглись спать. Дождь к вечеру прекратился. Ночью я проснулся от постепенно усиливавшегося ветра. Когда он уже начал склонять нашу палатку, я полез наружу растягивать штормовые оттяжки к палатке. Ветер был очень сильный. Из соседних палаток также повылезали люди, ставить дополнительные оттяжки. Посмотрел на часы - было 1 час ночи. Оттяжки значительно помогли, теперь палатку не трепыхало так сильно. Мы продолжили свой сон.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

После завтрака группа сложила палатки, сожгли мусор, собрали рюкзаки. От озера пошли на гребень, проходящий на западе от озера и ведущий на вершину Малый Бамбак. При подъёме на вершину Малый Бамбак открылся красивый вид на горы Большой Тхач, Малый Тхач, Чёртовы ворота. На западе стала видна долина реки Киша. Просматривался наш вчерашний путь - гора Дзювя, хребет Солонцовый. Очень красиво выглядит озеро Малый Бамбак сверху. Так постепенно мы поднимались на вершину горы Малый Бамбак. Поднявшись, мы устроили привал. Вокруг была красивая панорама - видно было гору Джуга, гору Бамбак, хребет Агиге и вообще весь наш предыдущий маршрут с того места, где нас высадил ГАЗ-66. Временами среди облаков открывался вид на гору Фишт и Оштен. Погода постепенно портилась. Изначально у нас планировалась попытка взойти на одну из западных вершин горы Джуга. Маршрут туда как раз пролегает по хребту от горы Малый Бамбак. Но когда мы уже стали обсуждать, как обойти скального "жандарма" на пути к вершине, через гору Джуга начали переваливать темные тучи, и от восхождения пришлось отказаться.
     При движении в сторону горы Джуга от вершины Малый Бамбак, мы увидели стадо зубров на западе ниже нас. Все принялись фотографировать их. После этого мы повернули на восток и двигались по хребту, идущему к вершине Бамбак. Начал срываться дождик. Справа от нас, на склонах горы Джуга виднелось прозрачное озеро, которое является одним из истоков реки Челипсы. Оставляя слева вершину Бамбак, мы начали спуск в сторону реки Уруштен по отрогу горы Бамбак. Наша цель была - перейти реку Челипсы и попасть на территорию горы Джуга. Ближе к долине реки Челипсы склон стал круче, трава выше, шёл дождь. Перейдя реку Челипсы, мы устроили привал перед штурмом крутого склона уже на правом берегу реки Челипсы. Перевалив этот крутой участок по звериной тропе, мы попали на более пологую лужайку и там уже устроили обеденный перекус. После обеденного привала направились траверсом обходить отрог горы Джуга, за которым и находится Джугское озеро, наша цель на этот день. По северной стороне отрога была чёткая звериная тропа. Когда же мы вылезли на гребень отрога, тропа потерялась. Мы двинулись вверх по этому отрогу. Дождь усиливался, видимость падала временами до 20м. Поднимаясь по этому отрогу, слева от нас временами видели биосферно-метрологическую станцию Джуга, которая находится на соседнем более пологом луговом отроге горы Джуга. Постепенно на нашем отроге стали появляться скальные гребешки, которые мы обходили, траверсируя склон. И вот, наконец, вылезая на очередную вершинку отрога, мы увидели Джугское озеро ниже нас. Было уже 5 часов вечера. Тучки постепенно разбегались в стороны, дождь прекратился, пробивалось солнце. Вид с этой вершинки был очень красивый. Некоторые пошли траверсом напрямую к озеру, не заходя на вершинку. Полюбовавшись видами, я направился вниз к озеру. Поставили палатки на берегу озера. Некоторые полезли купаться в озеро (хоть и было прохладно). За ужином мы с Юрием завели разговор насчёт восхождения на гору Джуга. Дело в том, что в планах группы на завтра был уже спуск в долину реки Уруштен. Выход от места стоянки назначен на 8 утра. Но мне лично было бы очень обидно быть так близко к горе Джуга и даже не попытаться взойти на неё. В итоге мы с Юрием договорились попытаться совершить восхождение на рассвете, но при условии, что погода полностью прояснится и утром на небе будут звёзды (а ведь последние три дня нас поливал дождик, из-за плохой погоды сорвалось запланированное восхождение на одну из западных вершин горы Джуга во второй день похода - так что надежды на завтрашнее восхождение было совсем мало). Тем не менее, я завёл будильник на 5 часов утра и лёг спать пораньше.