на главную страничку
на страничку про туризм

джуга

ПРОДОЛЖЕНИЕ

г. Джуга - поляна Бурьянистая - лаг. Уруштен - лаг. Холодный - карниз Бзерпи - хр. Псехако - п. Красная Поляна

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Мне очень хотелось постараться подняться на гору Джуга. Во сне мне мерещилось, то будто дождь барабанит по палатке и отменяется наше восхождение, то будто не сработал и не прозвенел будильник. Пробудившись в один из таких моментов, я полез включать телефон, чтобы узнать, который сейчас час. Было 4:30 утра. Я понял, что до 5 часов уже не смогу заснуть. Резким движением я расстегнул палатку и высунул голову наружу. Озеро и луга вокруг освещались ярким светом луны, на небе сияли мириады звёзд, траву изредка колыхало ветром, было прохладно. Понимая, что погода нам благоволит, я судорожно начал скатывать спальник, искать фонарь. Мой сосед по палатке спал. Одевшись, я вылез из палатки и направился будить Юрия. Тот тоже обрадовался, что погода ясная и поставил кипятиться воду. Наскоро позавтракав, мы вышли из лагеря, захватив с собой лишь фото-видео аппаратуру. Было примерно 5:30 утра, холодно. На востоке появлялось солнечное зарево, на западе ярко светила луна.
     Рассвет наверху в горах - это непередаваемое зрелище. Воздух прозрачен, ещё не началось образование облаков под действием солнца. На востоке отчётливо прорисовывались контуры горы Эльбрус. Поднимаясь всё выше и выше, я с замиранием сердца наблюдал практически весь Кавказский заповедник вокруг себя - видно было горы, которые разбросаны по самому краю заповедника - в поле зрения попадала гора Большой Тхач, гора Цахвоа, гора Чугуш и даже хребет Аибга. Мы находились посередине горного массива Кавказ - до Чёрного моря было примерно такое же расстояние, как и до кубанских равнин. Наверху мы спугнули стадо серн, они были очень удивлены столь странной встрече. Возможно даже, что они ещё спали, когда мы подошли. И вдруг резко вышло солнце, осветив окружающие вершины. На глазах перемещались огромные тени, отбрасываемые высокими горами. Эльбрус быстро скрылся в дымке, после восхода солнца. Мы шли по вершинному гребню горы Джуга. В целом, передвигаться было не сложно. Лишь изредка мы обходили скальные выступы. И вот, стало видно место, где хребет от горы Аспидная врезается в гору Джуга. В этом месте вершинный гребень горы Джуга имеет понижение. Посмотрев на часы, мы поняли, что далее идти к главной вершине у нас нет времени - можем не успеть вернуться в лагерь к 8 часам утра. Поэтому решили далее не идти. Тригопункт основной вершины горы Джуга был впереди нас. Мы же, получается, посетили восточную вершину горы Джуга. Но и здесь был замечательный вид: перед нами красовались горы Алоус, Ятыргварта, Уруштен, Дзитаку, Псеашха, Тыбга, Джемарук, Чугуш, Цахвоа и многие другие вершины. Хребет Скирда с Часовым очерчивались контуром против восходящего солнца. Я с наслаждением любовался этой красотой. Ну а потом, практически бегом мы спускались обратно к озеру, где стоял наш лагерь. Когда тот стал в зоне видимости, мы с радостью обнаружили, что все ещё на месте, потихоньку собирают палатки. Я направился собирать свою палатку. Всё обошлось - мы не задержали выход группы.
     Когда все собрались, от Джугского озера мы двинулись траверсом по отрогу на восток. Обогнув этот отрог мы вышли на седловинку с очень красивым видом. Далее через отм. 2484,0м мы стали спускаться в долину реки Уруштен. На соседнем отроге, севернее, виднелась станция по исследованию дикой природы Кавказа "Джуга". Просматривалось русло реки Уруштен на юге. Когда началась лесная зона, передвигаться стало значительно сложнее. Высокая трава, колючки мешались. Спускаясь, мы подошли к обрыву с видом на поляну Бурьянистая. Домик на поляне был хорошо различим даже отсюда.
     Постепенно спустились по краю обрыва и подошли к поляне. Поляна Бурьянистая полностью оправдала своё название. Трава и бурьян выше человеческого роста перед домиком. Подойти к балагану оказалось непросто, продираясь сквозь бурьян. В домике никого не было, снаружи на стене висели какие-то кости. Немножко отдохнув около домика, мы принялись искать "магистральную тропу" - по этой тропе ходят кони на станцию Джуга. К сожалению, "магистральная тропа" в тех местах заросла очень сильно. Пройдя немного вверх по течению реки Уруштен, мы в удобном месте спустились к реке на обеденный перекус. Многие искупались в реке. После возвращения на тропу долго выясняли, где проходит тропа, теряющаяся после балки, на краю утёса. В итоге, многие прошли под утёсом по реке, но всё же тропа в этом месте не переходит реку, а идёт вдоль русла Уруштена, по левому берегу (если стоять лицом по течению реки). Пройдя ещё немного, перешли реку Аспидная (приток реки Уруштен). Далее тропа была расчищена и наше передвижение сильно ускорилось. Начала появляться спелая малина на тропе.
     Около 6 вечера подошли к домику с надписью "hotel 1439.7". Это был район, где примерно расположен на карте лаг. Уруштен. После этого домика были красивые лужайки с малиной. В связи с тем, что краснодарцы спешили выйти в Красную Поляну, двигались мы довольно быстро. Я порядком устал (ведь проснулся в тот день очень рано). Чуть выше по течению реки Уруштен от места впадения в него реки Челипси, мы обнаружили хороший мостик через реку Уруштен на его правый берег. Затем по правому берегу реки Уруштен направились вверх по течению, до реки Синяя. Чуть выше их слияния мы вброд перешли реку Уруштен. Ночевать решили в балагане на реке Синяя. Когда мы подходили к домику, было уже 8:30 вечера. В домике кто-то уже расположился из чужих. Как выяснилось - это группа женщин пришли сюда с Красной Поляны на лошадях отдыхать. Часть нашей команды расположилась на чердаке домика, другая часть поставила палатки поблизости в лесу. Вечером был приятный ужин с разговорами у костра перед сном.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Утром неспеша проснулись, позавтракали, собрали свои рюкзаки и отправились в путь домой. Краснодарцы вышли раньше остальных - они боялись опоздать на канатную дорогу. Выяснилось, что реку Уруштен можно перейти по бревну, которое находится чуть ниже по течению, чем то место, где накануне мы переходили вброд. Аккуратно по одному перешли реку Уруштен и двинулись вверх по тропе. Впереди выше нас, на противоположном берегу виднелись отроги горы Уруштен, а за ними вершина Дзитаку. Шли довольно быстро, т.к. практически вся еда из рюкзаков была съедена, сжиженный газ потрачен. Запомнилось очень красивое место на нашем пути - так называемая лавинная щель Уруштена. Это характерное место, где сходят лавины. И даже сейчас в этом месте лежал снег. Вообще, река Уруштен в этом месте скована между скал и имеет минимальное расстояние между берегов примерно один метр. Почему-то на тропе попадались следы разводов от машинного масла. Есть разговоры, что по этой тропе ездят на мотоциклах. Может, случайно поразливали масло. Уже в 10 часов утра мы подошлю к лагерю Холодный. Начали попадаться туристы. Кто-то спрашивал, далеко ли до канатной дороги. Группа сделала привал у домика в лагере Холодный. Кто-то рассчитывал найти съедобные продукты в домике, так как еда почти у всех закончилась. Кое-что удалось найти, позже кушали на Бзерпинском Карнизе. Мне нужно было помыть и просушить палатку, поэтому решил двигаться побыстрее один к озеру Малое, чтобы не задерживать потом остальных. Путь от лагеря Холодного мне знаком - я бывал здесь ранее, поэтому бодрым шагом направился к озеру. По пути догнал краснодарцев, которые решили на озеро не заходить. Добравшись до озера, я помыл палатку и поставил сушиться. Вскоре подоспела вся наша команда. Некоторые освежились, искупавшись в довольно прохладной воде озера. Тем временем я сложил свою палатку, и мы двинулись в сторону перевала Псеашха. Недалеко от озера нам встретилась большая группа туристов. Кто-то из наших сказал что узнал в руководителе этой группы преподавателя из СГУТиКД. Люди там были одеты легко и, по всей видимости, они вернулись в город в тот же день. Ну а мы прошли через луговой перевал Псеашха и подошли к домику на Бзерпинском Карнизе у которого застали командира нашей краснодарской части группы (остальные краснодарцы к этому времени начали спуск с Бзерпинского Карниза). Подойдя к домику, мы обнаружили на двери висячий замок и записку "двери не ломать, мусор не бросать, скоро буду". Говорят, теперь здесь поселился егерь и видимо в этот момент он куда-то отошёл. Рядом с домиком мы нашли тушёнку, которую тут же разогрели и съели. Постепенно появилась облачность. Ветер нёс с собой мелкие брызги влаги. Вид в сторону перевала Псеашха скрылся в густых облаках. Мы собрались и отправились спускаться в Красную Поляну. Спустившись я с ужасом обнаружил, что вместо Пихтовой поляны на хребте Псехако теперь расположился городок из модульных бытовок, пихты вырублены.И далее по хребту Псехако сплошная стройка. Мне не нравится это, но меня не спросили. По пыльной и шумной дороге мы подошли к канатной дороге и спустились вниз, в Красную Поляну.

Поход очень красивый. Достать пропуск на гору Джуга - это редкость, и я благодарен Юрию за приглашение в этот поход. Но считаю, что 5 дней на этот переход через Кавказ, маловато. Я не успел вдоволь насладиться красотой, поесть малины. Но, в общем, остался очень доволен походом.

На топографической карте ниже, красной линеей представлен GPS-трек нашего маршрута (выражаю благодарность руководителю краснодарской группы за запись GPS-трека на маршруте и за предоставленный трек)