на главную страничку

г. Иегош 5-ый - хр. Порт-Артур - кордон Чвижепсинский -
р. Чвижепсе - с. Медовеевка - сан. Медвежий Угол

ВСТУПЛЕНИЕ

Готовясь к этому походу, я называл его "Большая Чура", но к сожалению, как и в предыдущем походе к этой горе, Большая Чура вновь не пустила меня к своему тригопункту и вновь я был в 100м от её вершины и вновь помешала погода...
     На этот поход у меня были большие амбиции. Как-то весной ко мне на почту пришло письмо от очень известного в узких кругах сочинского туриста Дмитрия Комарова, где он спрашивал, не ходил ли я на г. Большая Чура через с. Медовеевка - кордон Чвижепсинский - г. Иегош 5-ый. С тех пор у меня в голове всё время вертелась мысль - пройти этим маршрутом.
     Также меня привлекала мысль большого перехода - зайти в горы в Дагомысе и выйти в Красной Поляне! (а ведь когда-то и переход с. Ореховка - п. Красная Поляна казался невероятным риском)
     Так уж получилось, что в этом сезоне предыдущие два похода я ходил с Юрием, где всё было заранее спланировано, где либо шли большой группой, либо Юрий уже знал дорогу. А моему стремлению хотелось уже теперь другого, чего-то рискованного, неизвестного, ответственного, где решения принимал бы я и ошибки этих решений сполна испытал на своей шкуре. Для этого выхода мне не хватало лишь одного - найти спутника. И вот, наконец, нашёлся один отчаянный. Мой друг. Он не особо интересовался маршрутом, он лишь спросил: "сколько дней?" и "поменьше бы народа..." Точно ответить ему, сколько дней - я не смог. Сказал "6" и "7-ой в запасе". По поводу второго его пожелания - всё сложилось как нельзя лучше для него - нас было всего двое.
     И вот, написано заявление на отпуск на работе, куплен пропуск в заповедник, приготовлены рюкзаки к выходу.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

карта 1-ый день похода
     Мы оба поленились заранее уточнить расписание электрички. У меня в голове крутилась информация, что электричка в сторону Дагомыса выезжает из Сочи в 6:20 утра. Итак, назначили встречу на вокзале, на платформе. Я подходил к платформе, когда на башне с часами было 6:15. Мой товарищ сказал, что он подошёл в 6:10, электричку не видел. Мы направились в сторону касс, посмотрели расписание: отправление электрички в 6:05... Вот так неудачно начался наш поход. Мы направились на автовокзал, где выяснили, что первый рейс на Дагомыс отправляется в 6:50. Уселись на скамейке и начали обсуждать, как бы хорошо было бы эти полчаса не сидеть на остановке, а поспать дома, если бы знали, что на электричку опоздаем. Ну вот, завёлся автобус, все уселись сонные и покатили в сторону Дагомыса. В Дагомысе очень удачно пересели на автобус до Солохаула. Затем была длинная но красивая дорога, с ленивыми коровами на трассе и река Шахе, слева внизу от дороги. Наконец, приехали, выгрузились. В Солохауле заметно холоднее, чем в городе. Сразу же за нами увязались местные собаки (которые прошли с нами до самого кордона заповедника). От автобусной остановки мы спросили направление на Бабук-Аул у местных (хоть я и ходил как-то от г. Фишт до Солохаула, но дорогу не помнил). Через некоторое время мимо нас проезжал УАЗ "Буханка", мы попросили подбросить. Водитель сказал "только до Оштенского кордона". Я не особо вникал в эти слова - лишь услышал "кордон" и обрадовался - ведь кордон заповедника это большая часть пути. Как выяснилось через некоторое время, Оштенский кордон - это совсем не кордон заповедника, а гораздо-гораздо ближе. По-моему, раньше этого Оштенского кордона не было, да и вообще не совсем понятно, причём тут Оштен... Вобщем УАЗ провёз нас всего лишь ок. 1 км. Но и на том спасибо.
     Выйдя около поворота на Оштенский кордон, мы привели себя в походный вид и направились по дороге на Бабук-Аул, в сопровождении трёх местных собак. Перед выходом я надеялся, что до Бабук-Аула нам всё же удастся поймать попутку. Но, как ни странно, больше в тот день мимо нас в попутном направлении не проехала ни одна машина (хотя летом движение машин здесь значительно оживлённее). Не торопясь мы перешли реку Бзогу по первому висячему мостику. И встретили табличку "проход запрещён. Заказник". Раньше этой таблички не было. Обидно, что дела идут к тому, что скоро выбраться в горы будет очень проблемно. У нас выбора не было (в кармане лежал оплаченный пропуск в заповедник и чтобы дойти до него, нам надо было пересечь территорию заказника) поэтому мы сделали вид, что табличку не заметили и пошли дальше. А дальше был длинный висячий мостик через реку Бзыч.
     Потом была красивая пустынная дорога с большими лужами до кордона Кавказского заповедника. Здесь у нас посмотрели пропуск, прогнали собак обратно в сторону Солохаула (и высказали недовольство, якобы это мы их сюда привели). После кордона была длинная дорога, где следующим приметным пунктом стала турбаза Бабук-Аул. На территории турбазы стояли большие палатки и монумент типа серпа, что-то смахивающее на времена СССР. Пройдя чуть дальше, мы устроили перекус, а я даже умудрился подремать с полчаса. Затем висячий мостик через реку Шахе и подъём до дороги на правом берегу реки. Слева осталась длинная огороженная поляна с пасекой. И вот мы подошли к домику заповедника в верхнем Бабук-Ауле. Здесь шлагбаум и нулевой километр. Идём далее вверх и выходим на так называемую "развилку". В этом месте соединяется тропа с озера Хуко и так называемая тропа "весёлый спуск", идущая от перевала Черкесский. Здесь мы долго отдыхали. Было 4 часа вечера, жарко, мы очень устали. Отдохнув, мы отправились вверх по тропе "весёлый спуск" (дело в том, что по этой тропе проходил 30-ый всесоюзный туристический маршрут, который также назывался "через горы к морю" и люди шли от г. Фишт вниз, в Солохаул. Видимо с тех времён осталось название "весёлый спуск", т.к. на пути 30-го всесоюзного маршрута, пожалуй, это самый крутой спуск). Потихоньку, с частыми передышками, мы поднялись к намеченному месту ночёвки - поляне Холодный Родник. Было 6 часов вечера. На ужин в первый день у нас был деликатес - большая банка тушёнки,которую мы съели с огромным аппетитом. Шум города скрылся за хребтами. Мы наслаждались единением с природой. Так закончился первый день похода.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

карта 2-ой день похода

Просыпаться во второй день мы не торопились. Лично я вылез из палатки, когда уже ярко светило солнце. Поляна хорошо прогрелась. Неторопясь, мы приготовили завтрак. После трапезы принялись собирать палатку, складывать пожитки в рюкзаки. Вышли с поляны на тропу мы очень поздно - в 13 часов. Неспеша направились вверх по "весёлому спуску". Тропа местами разветвлялась, но потом снова сходилась в одну. Видно, что здесь часто ездят на лошадях. Местами тропа даже втоптана в землю на полметра (это скорее всего от лошадей). Вскоре начали появляться ёлки, растительный покров менялся вокруг, по мере набора высоты. Тропа маркирована и я бы не сказал, что очень крутой подъём - идти было вполне комфортно. Но подъём затяжной. В одном месте был переход через некую седловину - казалось, вот он, вершинный хребет. Но нет, далее тропа вновь пошла вверх. И вот мы выходим к большим приметным камням. Здесь открывается вид на юг, на горы. Видна гора Амуко, далее на восток идёт хребет Амуко и врезается в заветную гору Большая Чура. Уму не постижимо, как далеко охватывает взгляд горы отсюда. Очень приятно увидеть такие просторы после долгого пути по лесу. Далее склон становится положе. Проходим мимо второй приметной полянки, где есть табличка "место для ночёвки". Эта полянка была вся в высохших высоких стеблях какой-то травы. Уже виден впереди наверху гребень хребта, к которому мы уже подустали подниматься. Тропа заворачивает вправо и уже в некоторых местах явно идёт траверсом вдоль хребта. По пути попадаются ручьи, где можно попить чистой воды. В это время года лес здесь уже начал сбрасывать листву. При порывах ветра она срывается с веток и медленно падает на тропу. Вид сказочно красивый. При подъёме нам встретилась лишь одна группа туристов из трёх человек. Вообще, на маршруте нам встретилось всего две группы туристов - пара ребят из Москвы недалеко от кордона заповедника на реке Шахе и вот эта семейка, спускающаяся по "весёлому спуску". Я остался доволен, что народа не много. Видимо, осенний Фишт не так привлекателен для туристов из-за неустойчивой погоды. Летом я был очень недоволен большим количеством туристов. Надо сказать что и сейчас по маршруту, вплоть до пер. Белореченский часто встречались следы людей - в основном мусор, надписи на деревьях.
     И вот, мы проходим указатель "на озеро Хуко". Нам же надо на перевал Черкесский, поэтому мы идём вправо вверх. Вот, между деревьев мелькает великан Фишт. Уже со снегом на его скалах. Вид этой скальной громады вызывает приятное волнение и восхищение. Мы приближаемся к Черкесскому перевалу. Вот, между кустов показалась красная звезда - памятник воинам, сражавшимся на перевале Черкесском во времена войны. Мы замечаем, что погода портится. С моря надвигается густая облачность, ветер становится порывистым. Последний подъёмчик и мы на перевале Черкесском. Резкий холодный ветер в лицо, замечательный вид - гора Фишт на севере, на юго-востоке видно гору Кут, Пшихашху, Мал. Чуру и вдалеке - снежный Чугуш. Мы достаём тёплые вещи, одеваемся. Решили устроить перекус. Временами ветер доносит до нас отзвуки разговоров из балаганов рядом с перевалом Черкесский. Здесь, на перевале работала сотовая связь. И далее по маршруту, когда в прямой видимости была Лунная Поляна (местечко под г. Фишт, где строят что-то вроде горнолыжного комплекса. Видимо там поставили вышку сотовой сети).
     Перекусив, отдохнув, мы направляемся вдоль скалистой горы Фишт на восток, к перевалу Белореченский. На этом участке передвигаться легко и приятно. К перевалу Белореченский мы подходили уже в сумерках. Заночевать же планировалось уже на хребте за перевалом Белореченский. Поэтому мы надели фонари, включили свет и продолжили свой путь. Постепенно тропа из нахоженной, натоптанной лошадьми перешла в звериную тропку, которая местами терялась. Всё меньше попадалось следов людей. Заранее в свой навигатор я занёс точки с предполагаемыми возможными местами ночёвок. Проблема заключалась в доставании воды. И вот, мы пришли к удобному месту ночёвки. Поставили палатку. Я направился на поиски воды. По крутому оврагу, по скользким мокрым камням я аккуратно спускался в темноту, держа две пластиковые бутылки в одной руке. Вот, наконец, сквозь шум ветра я услышал журчание воды. Ещё 5 метров вниз - и в мой овраг врезался соседний, по которому бежала вода. Я набрал воды и аккуратно поднялся обратно к палатке. Поужинав, мы улеглись спать. Временами по палатке барабанил мелкий дождик. Ветер был порывистый и заставлял даже беспокоиться за палатку.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

карта 3-ий день похода

Когда мы проснулись, обнаружилось, что на ночёвку мы остановились где-то между перевалом Белореченский и горой Бзыш. На улице, за палаткой было ветрено и холодновато. Временами срывался мелкий дождик. В небе постоянно клубились дождевые облака. Из-за хребта (а именно Главного Кавказского хребта, на котором мы находились), высовывалась верхушка горы Фишт. Гора Оштен отсюда видна была во весь рост. Прямо напротив нас, через ущелье разлёгся плавный с виду хребет Армянский, с лысой верхней своей частью. А между нами и хребтом Армянским, внизу шумела река Белая. Одевшись потеплее, я взял пластиковые бутылки и осторожно полез вниз за водой, по тому же пути, что и вчера лез по темноте. Набрав воды, я вернулся к палатке, где мы приготовили завтрак. Погода не баловала и настораживала. В любой момент мог сорваться дождик и даже снег (отсюда было хорошо видно, что на склонах горы Пшихашха лежит снег).
     Наконец, мы сложили все свои вещи и начали взбираться на хребет, на тропу. Время было 11:30 утра. Как только мы вылезли на гребень Главного Кавказского хребта (ГКХ), в лицо ударил сильный порыв ветра. Через некоторое время мою накидку от дождя сорвало с рюкзака. К счастью, за хребтом клубы ветра заворачивались в сторону склона и накидку удалось достать. Ветер был такой силы, что временами приходилось садиться на тропу, т.к. порывами реально могло завалить тело с обрывистого склона. Из-за сильного ветра, дождик, который попадал на одежду, тут же высыхал. Тучи то сгущались, то расходились немного. Через некоторое время ветер поутих. Стало возможно передвигаться по ГКХ, не опасаясь быть сдутым в обрыв. После отметки 1940.2м, рядом с которой мы ночевали, было сильное понижение перед началом подъёма на гору Бзыш. Затем долгий подъём на гору Бзыш. И хотя подъём был длинный, тропа там очень удобная (чего не сказать о скальных участках после горы Бзыш). Красивый осенний низкий лес, ярко-красная листва вперемешку с зелёным рододендроном и жёлтыми листьями - непередаваемая осенняя горная красота. Уже недалеко от вершины горы Бзыш мы наткнулись на обширные цирки с голыми валунами - скорее всего, здесь раньше были ледники, которые сейчас потаяли, в связи с потеплением климата. Тропа не заходит на саму вершину Бзыш. И мы решили туда не ходить, т.к. были совсем рядом с вершиной, а погода пасмурная - всё равно особых видов ожидать не приходится.
     Передохнув немного на тропе около вершины Бзыш (там получается что-то вроде небольшого перевала), мы начали спускаться вниз, по направлению к горе Пшихашха. Через некоторое время тропа стала значительно сложнее - справа появилась скальная осыпь, слева хоть и поросший травяной склон, но очень крутой. Идти приходилось по краю, над скальным обрывом справа. Вот здесь-то и произошла основная задержка в этот день. Часто приходилось преодолевать высокие камни, всё это на краю скального обрыва, при довольно сильных порывах ветра - приходилось тщательно выверять каждое своё движение. Так что хочется отметить, что участок от г. Бзыш до отм. 2071.6м (в сторону г. Пшихашха) довольно сложный, проходится медленно. Кроме того, мы допустили ошибку. Двигаясь в направлении к отм. 2071.6м мы пошли не по навигатору (т.е. не по той тропе, что нанесена на карте), а по самому гребню. Дело в том, что гребень в этом месте очень хорошо выражен и по нему идёт чёткая звериная тропа. Поэтому мы ослушались навигатора, как выяснилось позже - зря (как и во многих других случаях, когда мы сходили с маршрута по навигатору). Вобщем, мы двигались в направлении отм. 2071.6м, в лоб. Постепенно гребень становился всё уже и опаснее. Наконец, мы осознали, что далее лезть на вершину просто невыносимо опасно. И только тогда мы свернули с гребня влево, в сторону тропы, что нарисована на карте. Но в натуре этой нарисованной тропы нет. Там лишь невысокий рододендрон. Траверсом мы обошли злосчастную отм. 2071.6м слева. Попали в небольшой цирк, где имелось пару озёр-луж. Затем повернули на юг и по каменной осыпи стали взбираться на гребень.
     Путь от вершины Бзыш до выхода на гребень после отм. 2071.6м мы шли 1 час 40 мин (это очень много, при этом сильно вымотались). Итак, мы очутились на том месте, где тропа расходится в направлении на г. Кут и на г. Пшихашха. Это место вполне можно назвать самым настоящим перевалом. Перед нашим взором оказалась гора Кут во всей красе. Внизу в седловине, между горой Пшихашха и горой Кут, виднелось большое коричневое пятно - я тогда думал, что это мутное озеро. Позже выяснилось, что это поляна с густой пожухшей травой. Мой товарищ решил отдохнуть, скрывшись от ветра чуть ниже гребня хребта. Я же решил налегке сходить, посетить вершину Пшихашха. Тропа там очень лёгкая до вершины, поэтому сходил я быстро. С вершины Пшихашхи открывается обширный вид. Видно всё вокруг, включая наш дальнейший путь на завтра. Особо выделяется на юге гора Малая чура. Сфотографировав панораму, я вернулся к товарищу. Уже было 5 часов вечера. Мы начали спуск в седловину, в сторону горы Кут. Сначала был неприятный участок криволесья, продираться было сложно и неудобно. Но, к счастью, участок криволесья был не очень протяжённый. Наконец, мы попали на природную балку (видно было, что потоки воды вымыли в грунте что-то наподобие тропы между кустов). По этой балке мы быстро спустились в седловину. Ещё сквозь лес я заметил что-то синее на поляне в седловине. Подойдя ближе, мы увидели, что это кунг от грузовика "аварийная теплосеть". На мой взгляд, этот кунг бросили здесь совсем недавно, возможно в этом году. Внутри была печка и чистые свежие доски на полу и скамейках. Буквально в 20-ти метрах бежал хороший бурный ручей. Мы долго размышляли, как нам следует поступить. С одной стороны - в этот день мы прошли гораздо меньше, чем было запланировано и вроде как было время и силы пройти дальше и следовало бы идти. С другой стороны - погода пасмурная, неизвестно, какая стоянка нас ждёт впереди, будет ли далее вода, найдём ли удобное ровное, скрытое от ветра место. Остаться же на ночёвку в кунге было выгодно тем, что не надо было тратить время на сборку-разборку палатки.
     В прямой видимости были вышки Лунной Поляны. По интернету я посмотрел прогноз погоды в Сочи на завтра. Обещали ясно. И в итоге было принято такое решение: остаться на ночёвку в кунге, но лечь спать рано, завести будильник на 6:30, завтра быстро собраться и пройти не менее 9 ходовых часов, если действительно будет хорошая погода (чтобы наверстать то, что было намечено на сегодня). Через некоторое время с неба начал падать дождь. Мы были просто счастливы, что сидим в сухом кунге сейчас, а не продираемся сквозь мокрые кусты по темноте. Оказывается, как немного человеку надо для счастья иногда! Поели и довольные легли спать пораньше.