на главную страничку

- р. Безымянка - г. Цахвоа - пер. Четырёх - г. Аишха -
балаганы Аишха - п. Красная Поляна

ВСТУПЛЕНИЕ

Поход на вершину горы Цахвоа был запланирован мною как главный на тот сезон. Этот поход был главным в том плане, что решено было его провести в наиболее благоприятное время - конец августа, начало сентября. Если вдруг кто не знает - гора Цахвоа самая высокая в Краснодарском крае и заранее было ясно, что попасть на её вершину будет непросто. Один из моих товарищей сообщил, что есть возможность достать официальный пропуск заповедника. А это много значит. Так уж получилось, что для того чтобы заброска (УАЗ) стоил бы не очень дорого, нам необходимо было собрать группу из 4-5 человек. И выяснилось, что такая группа может собраться лишь после 17-го сентября. Деваться было некуда - УАЗ на двоих получался слишком дорого и мы (я и товарищ, который достал пропуск) ожидали, когда будут свободны другие три участника группы. Лично я подготовил маршрут (планируемые места ночёвок) и GPS-трек. Картинку с картой, маршрутом и местами ночёвок я попросил разослать всем участникам. До выхода никто не возражал активно против такого распорядка. Буквально за пару дней до выхода на маршрут ко мне от третьих лиц доходит информация что из тех троих ребят (которых я не знал прежде) двое являются очень сильными туристами в плане физической выносливости. Таких людей ещё называют "лоси". Я начал беспокоиться - т.к. буквально через неделю после завершения этого непростого похода на Цахвоа мне предстояло отправиться ещё в один непростой поход. И главной моей задачей при наличии "лосей" в группе, становилось - не устать в этом походе. Начав переживать по этому поводу довольно сильно, я ещё раз уточнил - все ли участники группы получили от меня карту с планируемыми местами ночёвок.
     Уже в машине, когда все участники уселись и ехали в Красную Поляну, я понял, что мои опасения по поводу "беготни" на маршруте не были напрасны. Все кроме меня активно обсуждали, что ночёвку (первую) следует устраивать дальше, чем я запланировал. Мне оставалось лишь молчать - со стороны группы было возражение "никто не будет подстраиваться под твой темп только из-за того, что тебе скоро выходить в следующий поход". Я понимал что ещё не успев начаться, поход теряет устойчивость - нет определённости где и когда будут ночёвки, нет определённости кто командир в группе и это меня сильно огорчало. Я видел боевой настрой "лосей" и потихоньку сам себе задавал вопрос: "Куда же я вляпался?" Но деваться было некуда.
     Оглядываясь назад я понимаю что из этого похода вынес важные итоги - впечатления от похода делает не столько достижение цели или погода, сколько команда идущая с тобой. И несмотря на то, что в нашей группе из 5-ти участников было три "звезды" - команды не получилось, это как бывает, например, в хоккее. Далее обо всём по порядку. Но в любом случае, как бы то ни было, я остался доволен, что пошёл в этот поход - было гораздо интереснее, чем просто посидеть дома :)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Около 6 утра за мной подъехали два участника похода на машине (кстати, большое спасибо водителю-туристу нашей компании - было очень удобно ехать до Красной Поляны и возвращаться оттуда не на автобусе, а на автомобиле). Я сел в машину и мы поехали забирать ещё двоих товарищей по городу. Примерно около 8 утра мы приехали в Красную Поляну, в отделение заповедника (там, где вольерный комплекс на реке Ачипсе). Здесь нас ждал заранее заказанный УАЗ в который мы и перетаскали свои рюкзаки. Далее по пыльной грязной дороге, обгоняя камазы мы взбирались мимо олимпийской стройки на хр. Псехако. И примерно в 9:30 мы приехали к домику под пихтами, на границу леса и альпийской зоны. Надо сказать, что за последние пару лет всё здесь сильно изменилось - домик уже не домик, а целое подворье - рядом появились ещё какие-то строения, что-то наподобие теплицы. Дорогу привели в достаточно хорошее состояние (наверное, по хорошей погоде там теперь и жигули проедет). Ну, в общем, мы высаживаемся из УАЗа, приводим себя в боевой вид и надеваем рюкзаки. По грунтовой дороге поднимаемся к перевалу Медвежьи ворота - ничего нового - как обычно, взгляд привлекает хр. Аибга, г. Бзерпи и г. Агепста. Вот и перевал Медвежьи Ворота. В этом году здесь установили удобные столы со скамейками, плакаты, урны, различные таблички. Впечатление такое что находишься на городской пешеходной тропе. Отдохнули, отдышались и пошли далее по тропе в сторону Бзерпинского карниза. Погода приятная, людей нет, вокруг тишина. Пришли на карниз - из домика вышел какой-то гастарбайтер, сказал что егеря нет. Поэтому никому мы свой пропуск не показывали. Здесь, у домиков на Бзерпинском карнизе мы также сделали привал. Я отзвонился родным и знакомым, т.к. далее сотовой связи не будет. В 12 часов мы двинулись далее в сторону перевала Псеашха, повстречали знакомого туриста-фотографа (он возвращался в город с Семиозёрья). Чуть не доходя до перевала, мы повернули направо и спустились к истокам реки Пслух. Здесь и устроили обед. Солнышко припекало, хотелось спрятаться в тень. После обеда, в 13:30 мы выдвинулись в дальнейший путь - траверсом в сторону подножия Псеашхо Сахарного. Здесь я ходил ранее несколько раз - тропа чёткая, хорошая. И вот мы спускаемся в долину второго притока реки Пслух - слева от нас возвышается гора Псеашха Южная, а справа - пик Сахарный Псеашхо. Именно здесь я планировал что будет первая ночёвка, у второго притока реки Пслух. Я сказал об этом группе - никто меня не поддержал. Надо также отметить что здесь уже стояла палатка с какими-то туристами и ночевать рядом с ними не очень хотелось - поэтому я настаивать не стал. Здесь, внизу у второго притока реки Пслух мы сделали привал, время было 15:20. Затем снова впряглись в рюкзаки и стали потихоньку подниматься в направлении перевала Строитель. Когда начались поля с рододендроном (это было примерно в 16:45) я ощутил, что это мой предел комфортной нагрузки. Дело в том, что у меня есть особенности организма, видимо. И если в первый день похода я проснулся рано (так и было), если была заброска с перепадом высот более 1500м (так и было), если рюкзак тяжёлый и переход долгий - то организм мой даёт сбой - а именно, появляется головная боль и тошнота. При этом, кушать я уже не могу - пища просится обратно. Это то, чего я боялся и это то, что случилось (причём, я знал эту свою особенность, т.к. было уже у меня такое неоднократно. Поэтому-то я и хотел первой ночёвки чуть поближе). В таком состоянии я могу впринципе двигаться дальше, но поход тогда для меня становится не удовольствием а мучением. Я шёл последним, часто делая привалы и мечтал, чтобы мы наконец добрались до цирка под перевалом Строитель. И вот, наконец, этот цирк. Ребята ставили палатки, время было 18:30. Я попросил напарника справиться без моей помощи, а я завтра лучше схожу за водой с утра. Сам улёгся на коврик. Затем приготовили ужин - как я и ожидал, мой организм пищу не принял. Я полез спать в палатку. Так ужасно для меня закончился первый день похода. Откровенно говоря - засыпая, я злился на товарищей по походу, считая что ночёвку всё же надо было делать там, где было заранее запланировано. Но в итоге я пришёл к мысли, что это просто будет для меня уроком - нужно до выхода знать что за люди идут с тобой в поход и насколько они готовы следовать заранее подготовленному плану. А обижаться не следует - на обиженных воду возят. Да и горы не терпят обид в группе.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Проснулся я около 7 утра. Самочувствие у меня было нормальное, погода хорошая. Взял пластиковые бутылки и отправился за водой к ближайшему водопаду со склонов горы Псеашха Южная. Вернулся, все принялись готовить завтрак и потихоньку собирать рюкзаки. Рядом с нами ещё со вчерашнего вечера прогуливались туры - три особи, два взрослых (видимо, самки) и один детёныш. Никогда ранее я не видел, чтобы туры были настолько любопытными и так близко подходили к людям. Возможно, ранее люди угощали их едой, либо же туры доедали остатки от еды туристов - только такое объяснение приходило в голову. В общем, эта тройка туров заставила всех довольно долго держаться за фотоаппараты. Солнце начало вставать за перевалом Строитель и освещало хребет Аибга. Мы же пока что находились в тени, было холодно. Чуть позже солнце осветило и наш лагерь. Стало значительно теплее. В 9:15 мы наконец-то собрались и выдвинулись в путь, в сторону перевала Строитель. В седловинку перевала мы заходили как бы слева, делая петлю, т.к. прямо под перевалом с нашей стороны был слишком крутой склон. В 10 часов я вылез на гребень. Увидел на севере хребет Челипси, справа большой язык ледника Псеашха. Пройдя немного на восток по гребню, я спустился в седлвинку. Здесь предстояло немножко крутого осыпного склона аккуратно сползти. И вот, я наступил на ледник Псеашха. Сверху льда нападало довольно много камней и сверху ледник частично похож просто на каменную морену. Кругом струились тысячи ручейков между камнями и льдом. Вскоре мы увидели истоки реки Чистой - она бежит прямо из под кромки ледника Псеашха. Прошли мимо небольшого озера и начали спускаться вниз вдоль ледника Псеашха по долине реки Чистой. Примерно в 12:30 мы подошли к так называемым "бараньим лбам" - это большие (огромные) отёсанные камни, которые создавали здесь ущелье с высокими крутыми обрывами. Решили устроить тут привал. Отдохнули и начали спускаться. Два товарища ушли вперёд, оставив нам одну из раций. Наша же тройка аккуратно спустилась по этому трудненькому ущелью рядом с водопадом, образованным рекой Чистой. Слева от нас находилась вершина Псеашха Северная. И вот, мы выходим на большую лужайку, с которой открывается красивый вид на гору Цахвоа. Вид настолько красивый и впечатлительный, как будто ты оказываешься в другом мире. Отсюда хорошо просматривается ледник Цахвоа. Мы сидели на большом камне в долине реки Чистой и любовались видом на вершину Цахвоа, время было 14:30. В 15:15 мы подошли к домику на реке Чистой, обнаружили внутри пепсиколу, огурцы, водку. Лично я схватил и тут же съел около четырёх свежих огурцов. Долго в домике не задерживались, т.к. двое товарищей, которые ушли вперёд, уже спускались к месту слияния реки Мал. Лабы и Чистой. А вообще, как бы было хорошо, если бы мы как и планировали заранее, устроили бы ночёвку в домике на Чистой. Палатки бы не пришлось собирать-разбирать. Но ребята сейчас торопились как можно быстрее попасть в район горы Цахвоа. А самый рьяный из них вообще весь второй день твердил, что хочет устроить ночёвку в домике под Цахвоа, на реке Безымянка. Я, признаться, даже переживал - не потащит ли он действительно группу до туда этой ночью, с фонарями... К месту слияния реки Чистой и Мал. Лабы наша тройка спустилась в 16:30. Здесь наконец-то мы устроили обед (хотя опять же, я считал что обед надо было делать гораздо раньше). В 17:20 мы отправились вниз по течению реки Малой Лабы. По пути попадалось много грибов, в основном опята. Один из товарищей начал их собирать на ходу в пакет. В 18:40 мы перешли по новому мосту через реку Мал. Лаба недалеко от впадения в неё реки Безымянки. Чуть дальше этого моста было удобное место под стоянку, на берегу реки Безымянки. Наш негласный предводитель в это время уже лежал на бревенчатом настиле на стоянке и отдыхал. И с радостью для меня он объявил вдруг, что переход сегодня до домика под Цахвоа отменяется, а ночевать будем здесь. Вечером ребята приготовили вкусный грибной суп. Я съел несколько добавок и с наполненным животом пошёл укладываться спать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Проснулся я не очень рано, наверное около 8. Пока позавтракали, собрались, времени прошло довольно много. Около 10 утра мы видвинулись в путь - по тропе вверх по течению реки Безымянки. Тропа там хорошая, конная. Погода была не очень хорошая - в том смысле, что с утра было облачно, а это означало большую вероятность дождя после обеда. В 10:50 мы вышли на полянку, с которой хорошо просматривался многокаскадный водопад со склонов горы Скалистой. Тропа по большей части вела нас между высокими пихтами. После небольшого спуска к реке мы подошли к тому месту, где на карте обозначен мостик с левого на правый берег Безымянки. Один из нашей группы говорил, что он ходил ранее вдоль Безымянки и помнит, что в этом месте реку надо переходить вброд. Другой товарищ сказал, что перейдёт реку не снимая ботинок - все принялись наблюдать. Перейти не намочив ноги ему не удалось. В общем, как выяснилось в дальнейшем - мы зря переходили здесь реку, т.к. вскоре мы перешли её обратно. В одном месте левый приток Безымянки течёт среди камней из которых торчат пихты - смотрится очень необычно, пихты растущие из гальки. Тропу мы иногда теряли но затем вновь находили её. В 13:40 мы вышли из зоны пихт на обширную поляну а вскоре по навигатору нарисовался и резкий поворот налево - на склоны горы Цахвоа. Дело в том, что вся группа кроме меня возражала против ночёвки в домике - причины приводили различные, начиная от того, что чем выше мы залезем, тем легче будет сходить на восхождение и заканчивая тем, что если мы залезем повыше то сможем обходить всё вокруг вершины Цахвоа, а ночуя в домике мы можем лишиться этого удовольствия. В общем, мы начали подъём на склоны горы Цахвоа. Сначала там очень крутой склон, но идёт чёткая тропа по пихтовой хвое. С рюкзаками подниматься было трудно. В 15:40 мы наконец вылезли из зоны пихтарника и пошли траверсом по камням в направлении ручья - правого притока Безымянки, стекающего по склонам Цахвоа. К этому времени очень хотелось пить (на подъёме воды не было) и мы с радостью утолили жажду у ручья. Немного отдохнули и в 16:20 пошли далее вверх мимо большого снежника. Подъём по ручью довольно крутой, камни выкатываются из-под ног на нижеидущих. Вот и ручей исчезает неожиданно под землёй. Поднимаемся выше по какому-то кулуару. В 17:30 выходим на морену - огромная каменная река среди высоких скал. Камни острые, многие качаются когда на них наступаешь, движение замедляется и затрудняется. В 18:30 начала спускаться густая облачность и срываться дождик. Мы подошли к месту чей-то стоянки (видно, что камни выкладывали вокруг палаток). Больше подходящих мест для ночёвки в обозримой дали не было. Я сбросил свой рюкзак здесь, остальные всё рвались искать место для ночёвки выше. Но вскоре все вернулись сюда - ничего лучше и удобнее выше им найти не удалось. Вечером стало холодно, но дождик прекратился. Все поужинали и улеглись спать.