на главную страничку

балаганы Аишха - п. Красная Поляна

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Вообще-то, на сегодня было запланировано восхождение на вершину Цахвоа, если будет хорошая погода. Утром прозвенел первый будильник (наверное около 6 утра). Через некоторое время снаружи палаток раздался голос "Погода хреновая, восхождение отменяется на сегодня. Всем продолжать спать". Ну я и улёгся спокойно дальше спать. Затем я проснулся уже около 9 часов. Лениво вылез из палатки, осмотрелся. На небе действительно бегали облака, вершина Цахвоа в облачном "молоке". Ребята принялись активно обсуждать - чем же сегодня заняться - пойти ли на восхождение или отложить восхождение на завтра а сегодня заняться чем-то другим. В результате мнения в группе разделились - два человека были за то, чтобы пойти в сторону озёр Григора (которые изначально вообще не входили в планы) и три человека (включая меня) хотели пойти на восхождение. Один из тех, кто настаивал на озёрах на сегодня, поставил ультиматум - на восхождение он сегодня не пойдёт, а только на озёра. У тех, кто голосовал за восхождение на Цахвоа доводы были такие: наша главная задача это вершина и если сегодня не удастся её посетить - то есть возможность попробовать завтра. Основные доводы тех, кто был за озёра: сегодня уже поздно идти на восхождение (время было уже 9:30), лучше полноценно сходим на озёра, а завтра можно попробовать на восхождение. Пока мы спорили, куда пойдём, из-за горизонта показалось три незнакомых человека. Я сначала глазам своим не поверил - в такой глуши вдруг люди. Как позже выяснилось, это ребята из Краснодара и они идут на вершину Цахвоа, вышли сегодня из домика у Безымянки в 6:30 утра. В общем, краснодарцы быстро проходят мимо нас, мы тупо жуём свою овсяную кашку и с завистью смотрим им вслед. Тут у одного из троих из наших, кто хотел на восхождение вдруг что-то переломило в голове и он решил голосовать за озёра. Короче говоря, большинством голосов (трое против двоих) было решено, что после завтрака все идём в сторону озёр Григора. В навигаторе был чужой трек на озёра, но из домика на Безымянке. Мы уже на месте поняли, что если сможем преодолеть скалистый перевал к югу от нашего лагеря, то до озёр отсюда близко. В общем, в 10:50 начинаем взбираться на перевал. Он довольно крутой и опасный. По пути один из участников говорит: "надо бы "туриков" поставить, чтобы в случае непогоды без проблем вернуться по своим следам". На что я ответил: "не тратьте время, мне проще включить навигатор и записать наш путь". На этом и успокоились. В общем, вылезли на перевал, погода пасмурная. Потихоньку спустились вниз на юг. В 12:30 я увидел перед собой нижнее озеро Григора. Начал срываться первый мелкий дождик. Я быстро направился к верхнему озеру Григора, наконец оно появилось передо мной, я сфотографировал его сквозь дождь и повернулся идти обратно. Подхожу к нашему негласному предводителю группы и говорю: "дождь пошёл, надо бы обратно возвращаться". На что получил ответ: "дождик сейчас пройдёт и никто кроме тебя не собирается идти в лагерь". Я подумал ещё немного и сообщил что я не хочу ходить по горам под дождём. Наш негласный предводитель сказал, что не возражает чтобы я возвращался в лагерь. Когда я предложил оставить ему навигатор - он отказался, сказал что не нужен он им. В общем, под дождиком я один отправился в лагерь. Аккуратно перелез через перевал и примерно в 14:40 залез в палатку греться. Дождик к этому времени прекратился. Через некоторое время мимо проходила краснодарская группа восходителей в обратном направлении. Сказали, что на вершину поднялись, временами была облачность, но что-то было видно. Я валялся в палатке, отдыхал, слушал песни Высоцкого с телефона, ожидал возвращения ребят. Вот уже и вечер скоро. Меня начали посещать нехорошие мысли - а что, один сижу под ветром на высоте ок. 2600 м, никого нет, турики по пути не поставили, понадеялись на навигатор, я обещал группе что без проблем вернёмся по навигатору, а навигатор у меня, а они там... И чем ближе к вечеру становилось, тем неспокойнее я себя чувствовал. Наконец багряные краски заката слезли со скал Цахвоа. Я полутрясущимися руками натянул на лоб фонарь, оделся потеплее и дрожащей походкой направился в темноту в направлении перевала. Должен сказать, что лезть на крутой перевал одному, в темноте - это совсем не то, что днём и в команде. Камни выкатываются из-под ног, за что цепляться не видно, вокруг лишь завывает ветер и темнота. Когда я почти залез на перевал меня вдруг посетила умопомрачительная мысль - а что, если они сейчас, пока я тут под ветром в темноте карабкаюсь на перевал, уже пришли в лагерь каким-нибудь другим путём? И тогда они там в лагере сейчас пьют чай, а я здесь лезу в ночь. Надо было хоть записку оставить. Дальше все мои действия были неуверенные и дрожащие. Откровенно говоря, я первый раз почувствовал что близок к тому чтобы "сойти с ума". Наверное это звучит смешно, но когда ты один среди скал на высоте ок. 2700м, в темноте под ветром, изредка вылезает луна и вокруг какие-то шорохи - то ли птицы, то ли мыши или ещё кто... а ты стоишь на ветру как дурак, моргаешь фонарём и свистишь в темноту... а эхо твоего свиста кажется таким зловещим... и время идёт и тебе реально становится страшно и холодно. Короче, словами этого не передать. А я всё сидел среди скал и продолжал свистеть и кричать, понимая что готов сойти с ума. И вдруг мне показалось что я слышу чей-то крик где-то далеко-далеко. Первая мысль - вот теперь я точно сошёл с ума. Вторая - а вдруг это они. Начал усиленно снова кричать. Опять услышал ответный крик. Я продолжал орать. Наконец, смог разобрать, что кричат мне в ответ. Мне кричали: "Ты где?" Я отвечал: "На перевале!" Через некоторое время увидел фонари на скалистом склоне вдалеке. Группа подошла ко мне. То, что участники были тоже реально ошалевшие (если не сказать "испуганные") было видно невооружённым глазом, не смотря на то, что все они здоровые дядьки и имеют детей (кроме одного). В общем, мы все на пределе нервного срыва очень аккуратно по навигатору спустились в лагерь. Я был рад что не сошёл с ума и что не зря лазил на перевал по темноте, а ребята поблагодарили меня, что сходил их встретить. Позже выяснилось, что в лагере оставалась выключенная рация, а вторая была у ребят. Т.е. я мог бы связаться с ними по рации и возможно всё бы было иначе, но я даже и подумать не мог что до темноты они не вернутся, а когда уже наступали сумерки мне уже было не до мыслей про рацию. Но на будущее тоже надо будет иметь в виду - холодный чёткий анализ ситуации прежде чем какие-либо действия. Короче говоря, в тот вечер ребята были уставшие и все мы быстро улеглись спать, заведя будильники пораньше, для завтрашнего восхождения.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Проснулись мы примерно в 6:30. Все друг друга поторапливали, напоминали что надо как можно скорее идти на восхождение. Погода стояла не лучше чем вчера - густая облачность на уровне вершины. Наконец, все позавтракали и собрались в путь. В 7:40 мы вышли из лагеря. Не торопясь, по морене пошли вверх, можно сказать по ущелью - слева и справа от нас были крутые скалы. В 8:05 мы подошли к такому месту, где ручей, текущий сверху, пропадал под камнем. Надо сказать, что в том месте, где мы поставили лагерь, по близости не было воды. Мы добывали её с тающего снежника недалеко от лагеря. И вот, обнаружилось что вода всё же есть в виде ручья выше. Далее мы очутились в обширном цирке, идти здесь было легко. Этот цирк заканчивался на нашем пути очень крутой сыпухой. С большим трудом, с пробуксовками мы преодолели этот небольшой (ок. 20 м по высоте) подъёмчик. Затем опять, камни, камни. Временами облачность накрывала нас - как в тумане. И вот, трек по навигатору повернул резко на север - вот это место, где надо лезть на вершинный гребень. Все сели передохнуть. Время было 9:30. Один из наших 5 участников, после того, как взглянул в сторону крутого подъёма на вершинный гребень, отказался лезть на вершину Цахвоа. Ему передали одну из раций и договорились встречаться в лагере. Мы же, оставшиеся 4 человека полезли на штурм вершины. Подъём там долгий, затяжной, довольно сложный физически. Но я бы не сказал, что очень уж опасный - по крайней мере, снизу всё смотрелось гораздо страшнее. Но надо сказать, что мы шли чётко по навигатору и на местности без трека довольно трудно понять, каким образом идти к вершине и вообще, где она. Трек я скачал с форума РадиоЧегет ( www.radio4.ru ), спасибо этому ресурсу. В 10:40 мы наконец взобрались на вершину Цахвоа. Прочитали здесь записку, засунутую в пластиковую бутылку и прижатую ржавой подковой. Сами оставили запись о своём восхождении. Облачность была густой. Лишь изредка местами появлялись просветы и можно было разглядеть отдельные соседние вершины. Нам осталось лишь воображать, насколько потрясающий вид может быть отсюда в ясную погоду. В 11:15 мы начинаем спуск с вершины. В 12 часов мы уже устроили перекус, полностью спустившись с вершинного гребня к леднику южнее вершины. Начал срываться первый дождик - сначала мелкий. Вскоре дождь стал совсем не мелкий, резко похолодало. Мокрые, с хлюпающими ботинками мы быстро стали спускаться к лагерю. В палатках переоделись, начали греться. Сквозь барабанную дробь дождя по тенту палатки мы перекрикивались о дальнейших планах. Кто-то настаивал на том, чтобы сейчас, под дождём собирать палатки и спускаться вниз, к домику на Безымянке (т.к. погода всё сильнее портилась), другие же (включая меня) были за то, что необходимо переждать дождь. В итоге было назначено контрольное время - в 5 вечера при любой погоде мы начинаем собирать лагерь. И вот наступает контрольное время. Я вылезаю наружу, всё мокрое, холодное. На склонах чуть выше нашего лагеря выпал снег. Мелкий холодный дождь продолжал моросить. Пока мы собрали нашу мокрую палатку, я успел замёрзнуть. Вдруг один из наших товарищей говорит: "погодите собираться, одному из группы плохо". Выяснилось, что участник, который отказался от восхождения очень плохо себя чувствует - а именно, сильные боли в районе почек и рвота. Выглядел он очень бледно и все реально думали что никуда в таком состоянии он идти не сможет. Было предположение что из-за того, что мы в походе пили много травяного чая (траву рвали прямо вокруг палаток), а чай этот мочегонный - могли сдвинуться камни в почках. В общем, я в этом не разбираюсь, но слышать подобные диагнозы у участника группы было страшно. Все сидели под дождиком с упакованными рюкзаками и ждали, что же будет дальше - будем спускаться к домику или же придётся обратно раскладывать лагерь, т.к. одному из участников стало реально плохо. В итоге ребята сильно разгрузили один рюкзак и нацепили на больного. Тот сказал, что идти может. В общем, около 6 вечера мы начали аккуратный сброс высоты. Трава и камни были мокрые. Впечатление создалось, что на спуск идти было гораздо сложнее и опаснее, чем чем на подъём. Склон там вдоль ручья довольно крутой. Вот, наконец мы зашли в пихтарник. Аккуратно, по навигатору, уже с включёнными фонарями мы спускались между пихт. Когда вышли на поляну у Безымянки, было совсем темно, наверное ок. 8 вечера. При подходе к домику набрали воды. В домике было много мух, но мы радостные что очутились под крышей, принялись развешивать сушиться вещи и готовить ужин. На тех палатях, что в домике, спать нам пятерым было очень тесно (может, только мне?). В общем, ночь для меня прошла в неудобном неприятном стеснении.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Несколько раз сквозь сон я слышал, что парень, которому было плохо накануне, выходил из домика и его по всей вероятности тошнило. Я беспокоился - что делать, если он не сможет идти. Как стало светать, все поднялись и начали скатывать спальники. Пока закипала вода в кастрюльках, вышли наружу. Было зябко. На склонах Цахвоа, где мы были ещё вчера вечером, выпал снег. Хорошо, что мы всё-таки спустились на ночёвку в домик. Позавтракали, приготовились к выходу. Опять принялись спорить, каким путём пойдём. В коллективе родилось два варианта: пойти через озеро Клумбочка либо же пойти через перевал Четырёх. Уточню, где этот самый пер. Четырёх (т.к. на картах я его не встречал) - это перевал вверх по долине левого притока Безымянки, омывающего гору Скалистую с севера, сам перевал расположен на 1 км юго-восточнее вершины Аишха. Причины, по которым следовало пойти через оз. Клумбочка: это хоженый маршрут, большинство описаний в интернете именно через Клумбочку; судя по карте - там почти нет участков криволесья; вид на озеро должен быть довольно живописным. Причины, по которым следовало пойти через перевал Четырёх: один из участников ходил подобным маршрутом; километраж по карте получался чуть меньше. После продолжительных споров, решили голосовать. Двое (тот который плохо себя чувствовал и хотел выбираться кратчайшим путём и тот который ходил через пер. Четырёх) хотели идти через перевал. Остальные же трое проголосовали за маршрут через оз. Клумбочка. Все направились вверх по течению Безымянки, в направлении к оз. Клумбочка. При этом, те, кто голосовали за пер. Четырёх все всремя бурчали, были недовольны. И вот, пройдя примерно 1 км, нам надо переходить реку Безымянку. Обнаружили бревно через реку, но мокрое, скользкое и узкое. И вот товарищ начинает балансировать на скользком бревне. Я с замиранием сердца следил за его движениями. И вот, в какой-то момент нога его соскальзывает с бревна и он летит в воду. Хорошо, что смог удержаться и его не опрокинуло течением. Тем не менее, в воду он нырнул по грудь, вместе с рюкзаком. Температура воздуха вокруг была ок. 5 градусов, температура воды скорее всего ещё ниже. Он вылез из воды, сразу же стал замерзать. Мы помогли ему выжать от воды вещи. Дрожащим голосом он вновь попросил - пойдёмте всё же через пер. Четырёх (это как раз он ходил там ранее). Делать нечего - товарищу надо срочно двигаться, куда-то идти, чтобы не замёрзнуть. Все разворачиваются и идут в обратном направлении, мимо домика вниз по течению Безымянки, чтобы выйти к ручью, текущему с перевала Четырёх. Расклад получается такой: в 9:10 мы выходили из домика в направлении оз. Клумбочка, а в 10:00 мы снова проходили мимо домика но уже в направлении пер. Четырёх. При этом надо учесть, что один человек в группе плохо себя чувствует, все уже с утра хотели поскорее вернуться домой, что погода была пасмурная и понятно было что скоро пойдёт дождь, все промокшие и уставшие... Откровенно говоря, у меня в голове не укладывалось, как мы, казалось бы, взрослые довольно опытные туристы допускаем такие нелепые ошибки. При этом все недовольны друг другом в группе. Это очень неприятная эмоциональная атмосфера. В общем, дальше - в 10:50 мы спускаемся к тому месту, где начнётся наш подъём на перевал от Безымянки (при этом теряем по высоте 100м от домика, которые нам придётся набрать при подъёме на перевал). Поначалу идёт хорошая чёткая тропа по пихтарнику. Но вот начинается криволесье. Пошёл дождь. Наш негласный предводитель, как выяснилось, очень не любит криволесье. Слышны его возгласы недовольства. Но я думаю, всем было тяжело в криволесье. Часто кричали друг другу, чтобы не разбегались, постоянно кто-то видел "свою" тропу в криволесье и норовил уйти в сторону. В общем, было не приятно. Наконец, мы прошли участок криволесья без каких-либо троп и вышли на альпику. Дождь продолжал капать, но мы увидели наш перевал сквозь тучи и идти стало значительно легче. Подъём на перевал был пологим но очень уж затяжным. При этом, чем больше мы набирали высоту, тем сильнее становился ветер и холоднее. Наконец мы вылезли на перевал. Ветер буквально сдувал и пронизывал. Дождь хлестал по лицу, временами срывался мокрый снег. Я начал замерзать, ожидая пока последний участник вылез на перевал. Тут же спустилась туча, ничего не видно. На этом участке у меня не было трека в навигаторе, т.к. изначально идти по Аишхам не планировалось. Мы продвигались на запад по Аишхам под ветром и дождём. Звонили товарищам - спрашивали, как бы не пройти поворот на балаганы Аишха. В результате всё же его прошли, попали на какие-то крутые осыпи, потом возвращались траверсом... В итоге, перед закатом тучки рассеялись, мы увидели направление к балаганам и попали на нужный отрог. Вскоре стемнело и мы с фонарями продолжили спуск к балаганам. В балаганах кое-где горел свет, тарахтел генератор. Очень приветливая женщина впустила нас в пустой балаган, принесла чай, горячий хачапурь и сосиски в тесте. Было очень приятно, что такие добрые люди существуют. Мы с удовольствием съели теплое печево и выпили горячий чай. Часов в 10 вечера за нами подъехал УАЗ и спустил нас в Красную Поляну. Там мы пересели в машину нашего туриста и тот развёз всех по домам. За что ему ещё раз огромное спасибо.

Конечно же, поход этот незабываемый!

карта поход Цахвоа
Маршрут похода на топографической карте

(жёлтая линия - пройденный путь,
красная линия - запись трека на местности)